Пока что вне закона

Несмотря на изобилие видов средств передвижения, человечество изобретает альтернативы: беспилотные автомобили, летающие дроны для доставки посылок, самокаты, моноколеса, сегвеи и т.д. И как теперь быть пешеходам и водителям?

Надо ли допускать новые виды и типы транспортных средств к движению по дорогам, тротуарам или вестибюлям метро? Надо ли выстраивать для них специализированную инфраструктуру? Надо ли регламентировать режим использования и вводить ответственность за нарушения?

Нормативного и методического обеспечения для поиска ответов на эти вопросы в настоящее время не существует!

В качестве примера попробуем рассмотреть проблему организации велосипедного движения. Достаточно многочисленные и влиятельные группы велоэнтузиастов активно пропагандируют и лоббируют строительство велодорожек, велопарковок, прокат велосипедов и других инфраструктурных компонент. Но можно ли рассматривать велосипед как вид транспорта, который способствует решению транспортных проблем города?

Нормативы затрат времени на передвижение населения от места жительства до места работы установлен сводом правил СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Для города с населением в 1 млн. чел он составляет, например, 40 мин при протяженности маршрута 10 - 15 км. Проехать такое расстояние на велосипеде  за 40 мин в условиях городского движения непросто даже тренированному человеку. Добавьте сюда спуск с этажа к подъезду (в лифт велосипед, как правило, не помещается), велопарковка на работе отсутствует, необходимо переодеться после и перед поездкой (в большинстве случаев), возможны дождь, грязь на проезжей части, зимние условия и т.д. и т.п.

Невозможно и использование "подвозящего маршрута" – никакой из видов общественного транспорта сегодня не приспособлен для перевозки велосипедов.

Не случайно даже в таких "велосипедных" городах как Амстердам или Тампере велосипедом для поездок на работу использует не более 3-6% населения. Но и эта цифра в осенне-зимний период снижается в 9-10 раз!

Поэтому велосипед - это транспорт, который  достаточно активно используется населением только в небольших городах и  районных центрах.

И не случайно в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №  1734-р) велосипед как вид транспорта не упоминается ни разу!

Еще менее однозначная ситуация с такими нетрадиционными видами транспорта как сегвеи, самокаты с электроприводом и пр., которые все шире входят в нашу жизнь (в первую очередь – молодежи) и их применение требует правовой регламентации.

Представляется, что в рамках деления предназначений транспорта на грузовые и пассажирские перевозки задача решена быть не может.

Выход видится в том, что таким видам транспорта должны и могут быть присвоены специальные (не транспортные) виды использования: прогулочный, развлекательный, спортивно-оздоровительный, социальный (инвалиды) и пр. А их использование не надо оценивать транспортным эффектом.

В соответствии с их назначением можно вносить дополнения в градостроительный кодекс и нормы проектирования.

Власти получат возможность планомерно развивать инфраструктуру для этих видов транспорта. При необходимости следует принимать меры контроля за использованием таких видов транспорта не по назначению и вносить дополнения в уголовную и административную ответственность за это.