Для самых главных пассажиров: о пользе детских автокресел

1 января 2007 года нашей стране начал действовать очень важный закон, который запретил перевозить детей в автомобилях без специальных удерживающих устройств

Несмотря на скептицизм, с которым некоторые родители отреагировали на нововведение, сегодня, через 12 лет после принятия закона, ответственные водители не только оценили правило, но и отметили для себя ряд дополнительных плюсов в использовании автокресел.

К сожалению, безответственные водители, которые игнорируют закон, тоже встречаются. Даже увеличение штрафа за провоз ребёнка без специального удерживающего устройства с 500 до 3 тысяч рублей не останавливает таких родителей. Поэтому я привожу статистику, которая, надеюсь, развеет последние сомнения и убедит соблюдать правила.

Краш-тесты, проводимые производителями автокресел, доказывают, что именно дети в дорожных происшествиях являются самыми уязвимыми пассажирами. Стандартные ремни безопасности автомобиля не обеспечивают надлежащую защиту, если рост ребенка меньше 135 см. Доказано, что при фронтальном ударе (если машина столкнулась с препятствием лоб в лоб) ребенок выскальзывает из-под ремня и получает серьезные травмы.

По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, при перевозке ребёнка до 4 лет в автокресле, установленном по ходу движения, риск получения травм снижается на 50%, против хода движения – уже на 80%. Дети в возрасте от 5 до 9 лет, перевозимые в специальных удерживающих устройствах, на 52% меньше подвержены риску травмирования.

В США, согласно исследованию, проведенному на анализе ДТП с участием детей в 15 штатах, случаи повреждения пассажиров в возрасте от 4 до 7 лет были ниже на 59% по сравнению с теми, кто ехал со штатным пристегнутым ремнем. При этом дети в автокреслах не получили серьезных повреждений живота, шеи, позвоночника и спины, в то время как дети без ДУУ получали повреждения всех частей тела.

Очень высокие штрафы даже за неправильную установку автокресла и сознательный подход к закону в Германии привели к тому, что за год из 10 тысяч аварий с участием детей погибли 32 ребенка. А в немецком Штутгарте за 5 лет не зафиксировано ни одного летального исхода среди детей в результате ДТП.

До недавнего времени в российском законе не было прописано понятия детского удерживающего устройства, в связи с чем на рынке появились адаптеры, которые не отвечали стандартам безопасности и не были признаны официально, так называемые «треугольники». Тем не менее, они пользовались большой популярностью в связи с низкой ценой. В 2017 году в России вступили в силу новые правила перевозки детей в автомобиле, которые действуют до сих пор и исключают псевдозащиту.

На сегодняшний день правила перевозки детей в автомобилях таковы:

- разрешены только автокресла (автолюльки, кресла, бустеры), термин «иные устройства» исключён;

- детей до 7 лет можно возить на переднем и заднем сиденье только в автокресле без исключений;

- детей от 7 до 12 лет на переднем сиденье можно перевозить только в автокресле;

- детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье можно перевозить как в кресле, так и с использованием штатных ремней безопасности;

- детей младше 7 лет запрещено оставлять одних в машине.

Советы по выбору автокресла

Прежде всего, хочу обратить внимание на наличие сертификата безопасности у детского удерживающего устройства. Согласно шкале травматизма, при использовании ДУУ при ДТП ребёнок, находящийся в некачественном автокресле, подвержен большому риску травм головы, позвоночника, шеи, таза, грудной клетки и конечностей.

Учитывайте возраст и вес маленького пассажира. Сегодня можно менять кресла в соответствии с физическими данными, а можно приобрести трансформер, который будет использоваться с рождения и до достижения 7 лет.  

Обращайте внимание на качество ткани и расположение подголовника. Часто дети засыпают в автопутешествиях, поэтому им должно быть удобно держать голову, а синтетика доставляет дискомфорт как в жаркую погоду, так и зимой.

Выбирайте систему крепления в соответствии с той, что предусмотрена в вашем автомобиле. Сегодня оптимальной является система Isofix, которая позволяет обходиться без применения штатных ремней. Также ряд автокресел и особенно люлек для правильной и плотной установки требуют наличия специальной базы, которая продается отдельно.

Самое главное – не забывайте об ответственности, которую водитель несет за своих пассажиров. Все мы надеемся на лучшее, но, увы, от происшествий никто не застрахован и предугадать их нельзя. Детское автокресло не только приучает ребенка к определенному поведению и наличию постоянного места в транспортном месте, но и спасает миллионы бесценных детских жизней.

Татьяна Юрьевна Щипкова, директор ГБОУ «Романовская школа»