• Владимир Мартынов

Порядок выдачи водительских прав следует поставить в зависимость от оценки за экзамен

Отправлять ли на переподготовку за счет автошколы молодого водителя, если он часто устраивает ДТП?

Проблема подготовки водителей существует столько же лет, сколько существует автомобиль. Выпускать молодых водителей со 100% готовностью к реальным условиям движения не удается пока нигде и никому. Поэтому понятно постоянное желание усовершенствовать этот процесс. В частности, в ГИБДД прорабатывается возможность применения зарубежного опыта: водителя отправляют на переподготовку за счет автошколы, если он попал в ДТП в течение двух лет после получения прав.

Начинающие автомобилисты обычно более внимательны и осторожны, но это не компенсирует недостаток опыта. И в целом аварийность среди этой категории водителей выше, особенно если рассчитывать на единицу пробега.

Поэтому во многих странах, в том числе и в СССР-РФ, имеются различные ограничения для водителей с небольшим стажем.

В Российской Федерации с 4 апреля 2017 установлены ограничения для водителей, имеющих стаж вождения менее 2-х лет. Нововведения приняты постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 № 333 и касаются буксировки транспортных средств, перевозки пассажиров на мототранспорте, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. Кроме того, при работе они обязательно должны иметь знак «Начинающий водитель».

Направление на переподготовку выглядит, на первый взгляд, вполне разумной мерой. Но эта возможность не случайно только «прорабатывается». Во-первых, очевидно, самого факта ДТП недостаточно. Должна быть установлена вина водителя - вина вследствие недостаточности подготовки. Методик установления таких причинно-следственный связей не существует.

Оценка готовности кандидата в водители оценивается в момент завершения учебы. Что с ним может произойти в течение 2 лет, неизвестно. И автошкола сейчас не несет ответственность за эти изменения. Внесение изменений и дополнений в программы обучения, которые бы в той или иной форме предусматривали «гарантийные сроки», может оказаться весьма сложной задачей.

Повторное обучение «за счет автошколы» - тоже непростой вопрос.  Автошколы - хозяйствующие субъекты. Для них дополнительные затраты могут покрываться только за счет увеличения общей стоимости программы для всех. Таким образом, фактически затраты на переподготовку виновных водителей будут покрывать невиновные и дисциплинированные.

В стороне от механизма переподготовки остаются водители, получившие право на управление, но фактически за руль так и не севшие. По формальному критерию, через 2 года они будут считаться «опытными».

Уже этих замечаний достаточно, чтобы понять – подготовка необходимой нормативно-правовой и методической базы потребует длительного времени и согласованных действий разных ведомств.

На мой взгляд, есть несколько вариантов более простых и понятных действий, направленных на решение проблемы водителей с небольшим стажем.

Можно направлять на повторное обучение (не переэкзаменовка и без лишения права управления) тех, кто систематически и многократно нарушает ПДД. Количество и виды зафиксированных нарушений должны быть установлены законодательно. Обучать следует за их собственный счет. Единый учет нарушений уже достаточно хорошо налажен, и применение такого подхода не потребует серьезных изменений в системах учета.

Для них также возможно изменение в порядке выдачи прав на управление – в зависимости от уровня подготовки.

Ведь подготовку детей в школах с самых младших классов оценивают по определенным методикам. А по итогам ЕГЭ принимают решение о возможности продолжения учебы в университетах, на многие годы вперед определяя судьбу молодого человека.

Почему бы нам в автошколах не ввести порядок, когда получение водительских прав зависит от числа баллов, заработанных на экзаменах. Например, так:

- 9 или 10 баллов (по десятибалльной шкале) – выпускник автошколы получает обычные права;

- 7 или 8 балов – «временные права». И через 2 года они обязаны прийти и подтвердить квалификацию;

- 6 баллов, 5 или 4 – выпускник сохраняет право пройти повторное обучение в любое время;

- 3 балла и ниже - пройти повторное обучение не ранее, чем через год.

Я сам немало людей «сажал за руль», в том числе тех, кто формально уже имел право управления. И в первые полчаса становится понятно, кто стал (или будет) водителем, а кому придется долго и упорно тренироваться, набирая опыта. Это, к сожалению, не всегда зависит от успешности прохождения курсов. Процедуры индивидуального подхода к каждому водителю (в том числе и через показатели аварийности) подлежат постоянному совершенствованию.