• Владимир Мартынов
https://www.high-endrolex.com/16

Мощные мотоциклы - средство развлечения, а не передвижения

Требуется новый подход к регулированию прав байкеров на территории России

Мотоциклисты - равноправные и полноправные участники дорожного движения. Таково положение вещей в рамках действующего законодательства в сфере дорожного движения. В то же время очевидно, что по любым критериям безопасность мотоциклистов (и его пассажиров) заметно ниже по сравнению, например, с легковым автомобилем.

У мотоцикла заметно хуже все элементы активной безопасности –устойчивость, управляемость, видимость в транспортном потоке и др.

Еще хуже сравнительные характеристики пассивной безопасности. Если в автомобиле водитель и пассажиры защищены деформируемым кузовом, ремнями и подушками безопасности, то у мотоциклиста кроме экипировки и дуг безопасности по существу нет ничего. 

Наконец, достаточно специфическим является сам контингент водителей мотоциклов. Во многих случаях это либо подростки с несформировавшимся отношением к жизненным ценностям, либо молодежь со своей субкультурой, основанной на стремлении выделиться любым доступным и недоступным способом. Доля тех, для кого мотоцикл действительно стал решением транспортной проблемы, относительно невелика.

В результате действия этих факторов аварийность по вине мотоциклистов относится к числу тех немногих показателей, которые растут, несмотря на общее повышение безопасности на дорогах и улицах страны.

В частности, в 2018 году зафиксирован рост всех основных показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями мотоциклов. Всего совершено 4564 таких ДТП (рост на 5,1% по сравнению с 2017 годом), в этих авариях погибли 586 (+5,8%) и ранены 4927 (+4,0%) человек

Ясно, что единого и всеобъемлющего решения не существует. Нужны последовательные и активные действия по всем воспитательным, правовым и техническим направлениям повышения безопасности движения.

Но как минимум один вариант действий считаю возможным вынести на обсуждение.

Источником опасности является скорость. Мотоцикл, который за 2-3 секунды набирает скорость 100 км/ч, не является средством поездки на работу или в магазин за покупками. Он сам провоцирует «естественный отбор» водителей - любителей куражиться, провоцировать и показывать свое превосходство над другими участниками дорожного движения. Понятно, что такое транспортное средство в условиях городского движения инспекторам ДПС не удается преследовать даже в случае самых грубых нарушений. А на полупустых дорогах такое преследование может завершиться самым печальным образом.

Техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств предусматриваются 7 категорий мототранспортных средств (L1-L7). Но по отношению к максимально возможной скорости существует только одна градация: до 50 км/час и свыше этой скорости. То есть максимально возможная скорость мотоцикла на дорогах общего пользования технически не ограничена!

Считаю, что пришло время признать: на дорогах общего пользования будет разрешено движение только мотоциклам с максимально возможной скоростью 90 км/час. Более мощные мотоциклы являются средством развлечения, а не решения транспортной проблемы.

Для мотоциклов с технической скоростью до 90 км/час необходимо сохранить обычный порядок получения государственных номерных знаков и движения по дорогам общего пользования, что позволит решать транспортную проблему в действительно необходимых случаях – прежде всего, в сельской местности.

Для более мощных мотоциклов нужно запретить государственную регистрацию с получением обычных номерных знаков. А в случае выезда на дороги общего пользования - ввести упрощенный порядок их конфискации. Естественно, что одновременно для этих мощных мотоциклов надо выделять места и строить мотодромы. Они могли бы работать как спортивные и развлекательных площадки со своими правилами.

Как водитель с 50-летним стажем я бы сделал исключение для членов мотоклубов («байкер-клубов»), которые официально зарегистрированы, имеют свой устав и поведенческие стандарты. Участники этих клубов на своем «харлее» или «кавасаки» имеют яркую (и обязательную) эмблему клуба. На мотоцикл такого мотоциклиста при регистрации  можно было бы выдавать государственный номерной знак отличительной формы (или цвета), с которым разрешается езда по дорогам общего пользования.

Конечно, и это не решит окончательно проблему. Но это будет шаг к повышению безопасности тех, для кого мотоцикл - средство передвижения, а не развлечения.

https://www.high-endrolex.com/16