• Владимир Соколов
https://www.high-endrolex.com/16

Проект поправок в ПДД по индивидуальному электротранспорту разочаровал

Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов

           Инициированные МОД «Союз пешеходов» поправки в Правила дорожного движения, регулирующие передвижение электросамокатов, сигвеев, гироскутеров, моноколес и т.д., появились на сайте https://regulation.gov.ru/p/96588. Проект разработан по поручению Правительства РФ Министерством транспорта РФ и согласован с МВД России.

           К сожалению, удовлетворения от указанного проекта нет. Хотя предложения МОД «Союз пешеходов», направленные в «Правительственную комиссию по безопасности дорожного движения» обсуждались на круглых столах, предложенный текст поправок не решает ни одной из отмеченным нами проблем, возникших на тротуарах, пешеходных переходах и в парках. Более того, ситуация ухудшится, т.к. лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, хотят разрешить ездить по тротуарам со скоростью 20 км/час и нести ответственность как пешеходы, а не водители.

         Прежде всего, указанные в проекте «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ) - роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, названы «устройствами», а не транспортными средствами, что, с точки зрения ответственности за вред здоровью и жизни иных участников дорожного движения, приравнивает лиц, управляющих ими, к пешеходам. Это нарушает логику действующей редакции ПДД: ведь электросамокаты обладают такими же техническими характеристиками как велосипеды, которые считаются транспортными средствами, а электросамокаты с мощностью двигателя более 250 вт. соответствуют определению «мопед», который является механическим транспортным средством. Напомню, что в соответствии с ПДД: "Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем». В Великобритании и Германии новые индивидуальные средства передвижения признаны «транспортными средствами».  

            Очевидно, что СИМ с электроприводом по сути являются механическими транспортными средствами, раз они предназначены для перевозок человека. Предложенная редакция ПДД рассматривает человека неотделимым от перечисленных СИМ, однако лишь роликовые коньки можно рассматривать как неотделимое «устройство». Непризнание этого факта имеет весьма серьезные последствия: это выводит водителей этих СИМ из числа лиц, управлявших средством повышенной опасности, т.е. освобождает их от серьезной административной или уголовной ответственности в случае причинения ими тяжкого вреда здоровью или вреда жизни других участников дорожного движения, а также влияет на возможность получить возмещение по решению суда.

           СИМ разрешено ездить по тротуарам СО СКОРОСТЬЮ 20 км/час, если рядом нет велодорожки или она занята.  Учитывая, что протяженность велодорожек в России исчисляется сотыми долей процента от общей протяженности дорог в населенных пунктах, ясно что ездить СИМ будут по тротуарам, где пешеход уже не будет чувствовать себя уверенно, ведь в проекте поправок ничего не сказано о том, как может быть реализовано преимущество пешехода на тротуаре и на каком расстоянии от пешехода можно проехать со скоростью 20 км/час. 

           На сегодня большинство водителей СИМ с электродвигателем передвигаются по тротуарам со скоростью, не более, чем в 2 раза превышающей скорость пешехода, т.к. понимают, что их передвижение по тротуарам опасно и может нарушать закон, т.к. это запрещено велосипедистам старше 14 лет. Но даже в этих условиях, за последний год зафиксирован резкий рост наездов на пешеходов с причинением вреда здоровью и даже жизни. Разрешение СИМ езды по тротуарам со скоростью 20 км/час способно превратить тротуары в спортивную площадку, где пешеходы исполняют роль искусственных препятствий, которые желательно объехать, а число пострадавших может возрасти многократно. 

         В числе СИМ значатся роликовые коньки и скейтборды, приводимых в движение мускульной энергией, что вызывает недоумение: им разрешено ездить по обочинам дорог, хотя это на практике невозможно, т.к. на обочинах нет твердого покрытия, а безопасный коньковый ход на тротуарах со скоростью 20 км/час требует значительного пространства, свободного от пешеходов.

         Часть СИМ имеет гироскопическую стабилизацию – они не могут экстренно тормозить и резко менять направление движения, чем представляют особую опасность для пешеходов, поэтому на велодорожках и тротуарах для них должны быть иные ограничения, чем, например, для электросамокатов, имеющих тормоза и руль. Разработчики поправок в ПДД это понимают: ими предусмотрено одно место для пешеходов, где запрещено движение СИМ, имеющих гироскопическую стабилизацию – это «Пешеходные зоны».  Однако «Пешеходные зоны», даже в Москве довольно редки и пешеходам к ним придется идти по тротуарам, где движение СИМ с гироскопической стабилизацией разрешено! Это абсолютно нелогично. В развитых странах движение этих СИМ по тротуарам и дорогам общего пользования запрещено. 

          Максимальные скорости некоторых СИМ могут достигать 80 км/час, а их масса - превышать 40 кг, что повышает тяжесть последствий при столкновении – это также требует специального регулирования.                

          В проекте поправок есть одно требование, которое невозможно проконтролировать - ограничение скорости в 20 км/час.  Кто и как будет контролировать и фиксировать превышение скорости СИМ, кто будет догонять нарушителя, как доказать, что скорость при столкновении с пешеходом была превышена? Систем видеофиксации скоростного режима на тротуарах нет и в ближайшие годы не будет, а сотрудников ГИБДД не хватает даже для профилактики проезда пешеходных переходов, где совершается каждый третий наезд на пешехода.    

          Кратко излагаю принципиальные отличия предложенного Минтрансом РФ проекта поправок от ранее предложенных МОД «Союз пешеходов» изменений в ПДД:

1. СИМ должны быть определены как транспортные средства или механические транспортные средства, а лица, управляющие ими – водители, а не новые участники дорожного движения, приравниваемые по гражданской ответственности к пешеходам.

2. СИМ с гироскопическим принципом стабилизации не должны допускаться на тротуары и дороги общего пользования. Они могут быть допущены лишь в рекреационные зоны, а также на велодорожки, отделенные препятствиями от тротуаров и дорог для автомобилей.

3. Электросамокаты должны делиться в зависимости от технических характеристик и предназначения: для езды по тротуарам («тротуарные»), для езды по велодорожкам, для езды по дорогам общего пользования (приравниваются  к мопедам).

         «Тротуарные» электросамокаты должны иметь мощность электродвигателя менее 250 вт., максимальную скорость не более 8 км/час, диаметр колеса до 10 см. При этом, максимальная развиваемая скорость «тротуарных» электросамокатов должна быть ограничена их производителем через систему управления двигателем, что позволит отказаться от видеоконтроля скорости на тротуарах.  

          Для пресечения самовольного изменения схем управления электродвигателем для увеличения максимальной скорости электросамокатов, предусмотреть возможность проведения выборочных контрольных замеров максимальной скорости электросамокатов на передвижных стендах измерения максимальной скорости, которые можно расположить в парках отдыха. Для электросамокатов, которым разрешается движения по велодорожкам, скорость должна быть ограничена 20 км/час.  

4. Классификация СИМ должна отражать различия в характеристиках и степень потенциальной опасности, в частности, по мощности и максимальной скорости. Соответственно законодательное регулирование и ограничения должно быть разным.  5. СИМ, использующие для движения мускульную силу, должны быть выведены из предложенного перечня СИМ.

 https://iz.ru/933649/ivan-petrov/nakat-na-samokat-sigvei-i-monokolesa-mogut-priravniat-k-mopedam  Накат на самокат (газета Известия)

В.С. Соколов, Председатель МОД «Союз пешеходов»

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены 

 

 

 

https://www.high-endrolex.com/16