Колея на дороге: повышать ли цену шипованной резины?

Альтернативные варианты – существуют!

Колея на дороге - реальная опасность и реальная проблема, будь то на лесной просеке или на автомагистрали высшей категории.

В последнее время все чаще «ломают копья» в дискуссиях о шипованной резины как причины образования пресловутой «колейности». На высоких уровнях власти обсуждается вопрос о повышении цены на шипованную резину для компенсации вреда для российских дорог. Поиски ответа на этот вопрос надо начинать, естественно, с причин формирования колеи.

Имеется достаточно обширная научная база исследований  по этой проблеме.

Достаточно схематично ситуация выглядит следующим образом: дорога представляет собой многослойный «пирог». В самой нижней части формируется специально подготовленное земляное полотно. Поверх укладывается т.н. «основание» – как правило, уплотненный слой щебня. Реже устраивается  бетонное основание. Видим мы на дороге только верхний слой - «покрытие» - из разновидностей асфальта, асфальтобетона или бетона.

Существует несколько основных факторов образования колеи.

1)                  В первый год эксплуатации колея может образовываться за счёт доуплотнения слоёв дорожной «одежды», если они не были достаточно уплотнены при строительстве. Исследования подтверждают, что начальное недоуплотнение является причиной образования колеи в 20 % случаев.

2)                Пластические деформации являются   причиной еще 15—20 % случаев образования колеи на асфальтобетонных покрытиях. Такие деформации происходит только летом, когда температура покрытия повышается до 40 - 60 градусов и выше. Глубина пластической колеи зависит от качества битума, состава и толщины асфальтобетона, веса и интенсивности движения грузового транспорта.

3)                Образование колеи со структурными разрушениями (с образованием трещин, сколов и пр.) отмечаются в 25—35 % случаев. Структурные разрушения покрытия накапливаются больше всего весной, когда прочность дорожной «одежды» наименьшая.

4)                 Остаточные деформации в грунтах земляного полотна являются причиной образования колеи в 20—30 % случаев.

5)                Износ (истирание) покрытия под действием колёс автомобиля происходит независимо от наличия шипов на колесах. Но для нешипованной резины причиной образования колеи этот фактор выступает лишь в 5% случаев.  

Однако ситуация резко меняется при эксплуатации шипованной резины. Лабораторными и натурными наблюдениями подтверждается, что шипованная резина наносит по меньшей мере в 100 раз больше повреждений покрытию, чем нешипованная резина. При 4 млн проходах глубина колеи на разных покрытиях возрастала с 0.2 мм до 40 мм! Фактический годовой износ верхнего слоя покрытия на дорогах с разным уровнем интенсивности движения составляет от 5 до 10 мм и более.

Очевидно, что важнейшим фактором, влияющим на износ дорожного покрытия шипованной резиной, является износостойкость асфальтобетона. Опыт скандинавских стран показывает: применение специализированных сортов покрытия дороги позволяет в разы снизить темпы образования колеи за счет износа.

Однако процесс замены покрытия - долгий и дорогостоящий. Существует достаточно много подходов, позволяющих смягчить остроту ситуации.

1)                Альтернатива применению шипованной резины. Известно, что шипованная резина имеет преимущества при движении по обледеневшей дороге и плотному накату. В городских условиях и на магистральных дорогах с высокой интенсивностью движения в большинстве случаев снег усиленно чистят и заливают реагентами. В этих условиях хорошей альтернативой являются фрикционные шины (липучки). По опыту многих стран, возможен прямой запрет на движение по таким дорогам и улицам на шипованной резине. В значительной мере это решило бы и проблему сезонности (регулирование периода разрешенного использования шипованной резины) в зависимости от территорий.

2)                Скорость движения. На абразию дорог самым существенным образом влияют скорость и стиль вождения автомобиля. В частности, при увеличении скорости движения с 60 до 120 км/час образование колеи возрастает в 5-6 раз. Введение в Правила дорожного движения ограничений скорости для автомобилей на шипованной резине не только положительно повлияло бы на износ дорожного покрытия, но повысило безопасность движения, т.к. многие водители считают, что именно наличие шипов дает им возможность двигаться с повышенной скоростью.

3)                Установлено, что на образование колеи сильно влияет тип шипа. Если рассматривать варианты увеличения стоимости шипованной резины, то прежде всего следует принять во внимание шины со стальными шипами и связать стоимость с количеством шипов на шине.

4)                Важным фактором выступает геометрия дороги. Интенсивность износа возрастает на участках разгона и торможения, на поворотах, подъемах, спусках и пересечениях. Интенсивность образования колеи можно уменьшить расширением полос движения.

Как видно, единого и простого решения проблемы не существует. Шипованная резина несомненно повышает управляемость автомобиля на обледеневшей дороге, но повышенный износ дорожного покрытия и колея снижают безопасность на влажной и сухой дороге.