Актуальные проблемы пешеходов на дорогах

Представители «Союза пешеходов» выступили на «Семинарах по обеспечению безопасности дорожного движения»

Госавтоинспекцией МВД России в декабре 2019 г. были организованы «Семинары по обеспечению безопасности дорожного движения» в рамках Государственной программы до 2030 г.

С докладами о проблемах безопасности пешеходов на проезжей части дорог и на тротуарах выступили представители «Союза пешеходов».

Хотя число наездов на пешеходов в последние годы снижается, доля пешеходов в числе погибших участников дорожного движения в среднем составляет около 30%, а в больших городах этот показатель еще выше - например в Москве – более 50%: из 465 погибших 249 - пешеходы (данные 2018г.). При этом пешеходные переходы, к сожалению, остаются зоной повышенной опасности.

«Союз пешеходов» выделил 8 основных проблем с безопасностью пешеходов, плюс одну потенциальную проблему.

ПРОБЛЕМА: 1. Слишком высокая (80 км/час) ненаказуемая скорость автомобилей на улицах населенных пунктов несовместима с безопасностью.

Причины:

1.Остановочный пути автомобиля увеличивается до 60 м. на сухой дороге.

2. Вероятность наезда на пешехода на всех участках дорог увеличивается.

3. Тяжесть последствий наезда увеличивается.

ПРОБЛЕМА: 2. Пешеходные переходы остаются опасными, т.к. на них сбивается примерно каждый третий из всех пострадавших пешеходов.

Основные причины:

2.1. Высокие скорости автомобилей, не позволяющие вовремя затормозить.

2.2. Отсутствие «островков безопасности» на пешеходных переходах.

2.3 Пешеход и водитель слишком поздно видят друг друга вовремя из-за припаркованных автомобилей, а также на многополосных дорогах. При этом культура вождения части водителей остается низкой.

2.4 Требование ПДД «уступить дорогу» (не создавать помех) пешеходу на пешеходном переходе, не подразумевает обязательного снижения скорости, поэтому иногда водители нажимают на педаль газа, что может создать опасную ситуацию.

ПРОБЛЕМА: 3. В России регулируемые пешеходные переходы позиционируются как более безопасные, но по статистике они являются опаснее нерегулируемых (т.к. на регулируемых пешеходных переходах происходит около 30% наездов, а число этих переходов, по сравнению с нерегулируемыми, составляет гораздо менее 30%).

Причины:

3.1 Пешеход считает себя защищенным светофором и не смотрит в сторону автомобилей, чтобы проконтролировать свою безопасность, как на нерегулируемом переходе.

3.2 Табло обратного отсчета времени на части регулируемых пешеходных переходов отсутствует, из-за чего пешеход остается на проезжей части после начинала движения автомобилей, а «островков безопасности» нет.

3.3 Часть водителей имеют низкую культуру вождения и склонны игнорировать ПДД и пешеходов, находятся в состоянии опьянения, разговаривают по мобильному телефону и пишут СМС.

ПРОБЛЕМА: 4. Большинство погибших пешеходов сбиваются автомобилями в темное время суток.

Причины:

4.1 Пешеход плохо виден на дороге в темное время суток.

4.2 Пешеходные переходы плохо освещены.

4.3 Дороги ночью свободны и водители разгоняют автомобили сверх всяких ограничений.

4 Разметка «зебра» плохо видна в темноте, особенно если она нанесена краской.

ПРОБЛЕМА: 5. Пешеходы редко носят на верхней одежде световозвращатели в темное время суток, хотя обязаны это делать вне населенных пунктов, при этом далеко не всякий световозвращатель защищает от наезда.

Причины:

5.1 Нет достаточной пропаганды необходимости ношения световозвращателей.

5.2 Пешеходы не информированы о существенных последствиях отсутствия световозвращателя: кроме последствий для здоровья, пешеход может быть признан виновным в наезде, что лишает его права на возмещение по Закону об ОСАГО.

5.3 Отсутствие в продаже качественных световозвращателей, т.к. большинство изделий, продающихся как световозвращатели, не обеспечивают достаточной видимости пешехода.

5.4 Разработанный по заказу МОД «Союз пешеходов», при участии специалистов ГИБДД, Национальный стандарт на световозвращатели для пешеходов, не получил в ПДД статуса обязательного. При этом, в ПДД имеется ссылка на Национальный стандарт на световозвращающие жилеты для водителей.

ПРОБЛЕМА: 6. Не предусмотрено ношение пешеходами световозвращателей в населенных пунктах и городах.

Причины необходимости ношения световозвращателей:

6.1. В населенных пунктах происходит до 70% наездов на пешеходов.

6.2 Плохая освещенность и видимость значительной части пешеходных переходов в темное время суток.

ПРОБЛЕМА 7. Высокий травматизм на дорогах

детей – пешеходов, детей - водителей велосипедов

и других средств передвижения.

Причины:

7.1 Обучение детей в школах в основном, проводится формально, т.к. отсутствует предмет «Дорожная безопасность». Изучение «Правил дорожного движения» ограничивается двумя часами в год в начальных классах.

7.2. Занятия проводят учители ОБЖ, физкультуры и труда на своих уроках, не имея специальной подготовки по теме безопасности на дороге. В основном, детям излагают лишь тексты ПДД о передвижении пешеходов, дополняя их картинками. Дети не получают навыков безопасного передвижения по дорогам, а лишь теоретические знания, типа «красный свет – дороги нет». Но последние дополнения в ПДД, например, разрешение поворота направо водителям при красном сигнале светофора, требуют практических навыков.

В Европейских странах проводят игровые уроки, используя ролевые настольные и компьютерные игры, совместно читаются истории с поучительным содержанием. Важное внимание уделяется практическим занятиям – совместным походам с учителем до какого-либо объекта в своем населенном пункте. С третьего класса изучаются правила передвижения на велосипеде, совершаются совместные поездки.

7.3 Мероприятия, организуемые ГИБДД в рамках «Безопасного колеса» или соревнований Юных инспекторов дорожного движения, охватывают далеко не всех учащихся.

ПРОБЛЕМА 8. Остановки общественного транспорта не имеют

защиты от наезда автомобилей (например, в виде вкопанных с потенциально опасной стороны тумб или столбиков).


В связи с развитием средств индивидуальной мобильности (СИМ), появилась новая угроза безопасности пешеходов:

ПРОБЛЕМА 9: Минтранс РФ и ГИБДД предлагают разрешить движение СИМ по тротуарам со скоростью 20 км/час, что угрожает жизни и здоровью пешеходов.

Причины: 1. У части СИМ (с гироскопической стабилизацией) нет возможности экстренно затормозить и нет руля.

2. Остановочный путь, например, моноколеса при скорости 20 км/час составляет 6, 5 метра.

3. Невозможно контролировать скорость, как водителю СИМ, так и полицейским.

4. Проект поправок приравнивает водителей СИМ к пешеходу в части гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пешеходов и других водителей СИМ. Таким образом виновник может безнаказанно убежать, не оказав помощь, быть пьяным, что для водителей является отягчающими обстоятельствами. Штрафы по КоАП будут составлять за причинение среднего вреда здоровью, всего от 1000 до 1500 рублей.

В.С. Соколов, Председатель МОД «Союз пешеходов»

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены