• Владимир Мартынов

Позитивное наказание

Считаю необходимым обсудить введение залогового платежа за нарушение ПДД

В соответствии с поручением Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр подготовлен проект нового кодекса об административных правонарушениях, в том числе в части, касающейся нарушений ПДД. Для «обеспечения системности, эффективности и стабильности правового регулирования» традиционно предлагается ужесточить наказания – по некоторым видам нарушений в 6 раз!

Штрафы постоянно увеличиваются – и в размерах, и в количестве. В 2019 году наказано почти 130 млн чел. Но число нарушителей если и уменьшается, то на весьма краткий период. Неочевидность эффекта от карательного развития законодательства в этой сфере никем особенно и не оспаривается.

Создание стимулирующих условий для соблюдения ПДД считается абсолютно необходимым. В психологии позитивная мотивация признается наиболее эффективной в долгосрочной перспективе.

В этом контексте считал бы возможным и необходимым провести обсуждение возможностей введения платежа залогового характера за нарушение Правил дорожного движения.

В уголовном праве залог как мера пресечения используется достаточно широко. В административном же законодательстве такие возможности практически отсутствуют. Между тем, трудно себе представить, какие аргументы могут быть выдвинуты против варианта, когда на водителя накладывается штраф в 20 тыс, 30 тыс руб. и более, но деньги возвращаются, если в следующие полгода тот не допускает нового нарушения. В конце концов, можно даже начислять банковские проценты, если нарушений больше не будет допущено!

Конечно, все это должно быть детализировано по видам нарушений, степени их опасности, по продолжительности периода времени, в течение которого действует данный вид наказания. Конечно, это потребует более точных юридических формулировок, т.к. фактически это не является ни залогом, ни штрафом в классическом понимании этих терминов.

Но эта норма могла бы стать несомненно позитивным стимулирующим фактором.

Для учета фактора материального состояния водителя размер этого «залога» можно привязать к размеру страхового взноса по ОСАГО, в котором, с одной стороны, в определенной мере учитывается благосостояние водителя, а с другой, через коэффициент бонус-малус – его поведение за предшествующий период.

Как водитель более чем 50-летним стажем я, как минимум, не нахожу очевидных возражений против принятия таких дополнений в законодательство