• Владимир Соколов

Чего ждать пешеходам и другим участникам дорожного движения в 2020 г.?

Чего ждать пешеходам и другим участникам дорожного движения в 2020 г.?

Наступивший год имеет все шансы стать годом перемен в сфере законодательства, начиная с Конституции и Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП), и заканчивая Правилами дорожного движения (далее ПДД). Однако далеко не все предлагаемые изменения смогут повысить безопасность пешеходов. Предлагаемый обзор инициатив федерального и регионального уровня поможет понять: чего нам ждать в этом году.

Минтранс России подготовил в конце прошлого года поправки в ПДД, в целях легализации средств индивидуальной мобильности - электросамокатов, сегвеев, моноколес и гироскутеров (далее СИМ). Напомню, что пешеходы выражают категорическое несогласие с предложением разрешить СИМ движение по тротуарам со скоростью 20 км/час, что несет риски наездов на пешеходов, и с предложением приравнять водителей СИМ к пешеходам, в части ответственности за причинение вреда жизни и здоровью иных участников движения.

Одновременно водители высказались против допуска СИМ на дороги общего пользования, что обосновано риском наезда на них автомобиля.

Хотя часть СИМ можно допустить на велодорожки, но их протяженность составляет десятые доли процента от протяженности дорог и улиц, что не способно стимулировать продажи СИМ, чтобы разгрузить общественный транспорт, а это является основной целью Минтранса.

Несмотря на обоснованную критику, представители Минтранса не отказались от своих предложений, и готовы обсуждать лишь некоторое снижение скорости движения СИМ по тротуарам. Но проблема в том, что эту скорость не может определить ни водитель СИМ (спидометр на СИМ не предусмотрен), ни полицейские (нет радаров для пешеходов), т.е. предлагается ввести в ПДД неконтролируемое требование.

Минюст России предложил в конце января 2020 г. изменения в КоАП, в том числе, в раздел «Административные правонарушения в области дорожного движения».

Эксперты «Союза пешеходов» сформулировали поправки в представленный Минюстом проект, которые делятся на три группы:

- Поправки в связи с отсутствием в проекте Минюста регулирования в отношении новых участников дорожного движения, использующих новые средства передвижения. Эти поправки в статью 21.25 и пункт 2 статьи 21.33 связаны с появлением на дорогах и тротуарах гироскутеров, сегвеев, моноколес, электросамокатов, использующих для движения электрический двигатель, и необходимостью предусмотреть ответственность лиц, управляющих этими средствами индивидуальной мобильности, за вред жизни и здоровью других участников дорожного движения.

- Поправки в связи с несоответствием размера штрафа общественной вредности и риску причинения вреда жизни и здоровью.

В ряде предложенных Минюстом статей имеются несоответствия с Концепцией поправок, которая предусматривает требование «соотносить общественную вредность административных правонарушений с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям». В некоторых статьях в старой редакции КоАП этот принцип был нарушен. «Союз пешеходов» предложил изменения в ст. 21.33. «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», и в статью 21.18. «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения».

- Поправки, в связи с отсутствием регулирующего воздействия для стимулирования соблюдения Правил дорожного движения, в целях сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.

Эта поправка в статью 21.9. «Превышение установленной скорости движения» наиболее важна, т.к. за последние годы на фоне снижения общего числа погибших на дорогах, в некоторых городах число погибших за год пешеходов стало больше, чем число погибших водителей и пассажиров вместе взятых. Например, в Москве в 2018 г. из 465 погибших, 267 были пешеходами. При этом, 77% ДТП связаны с превышением скорости. В связи с этим, снижение скорости в населенных пунктах для защиты пешеходов является первостепенной задачей.

Однако, предложенное Минюстом в ст. 21.9 увеличение штрафов за превышение скорости от 20 до 40 км/час, от 40 до 60 км/час и от 60 до 80 км/час не решает основной проблемы, связанной с превышением скорости при наезде на пешехода в населенных пунктах.

Дело в том, что большинство наездов на пешеходов в населенных пунктах происходит на скорости до 80 км/час, т.е. при превышении скорости от 0 до 20 км/час, при этом вероятность летального исхода при столкновении на скорости от 68 до 80 км/час составляет 100% (как и при столкновении на еще больших скоростях).

Данные о вреде жизни и здоровью при наезде на пешехода при различных скоростях автомобиля были получены Всемирной организации здравоохранения, на их основании были разработаны рекомендации. В соответствии с этими рекомендациями, все развитые страны мира ограничили скорость автомобилей в населенных пунктах до 50 км/час, (плюс погрешность измерительного прибора). При этой скорости вероятность летального исхода для пешехода при столкновении с автомобилем на скорости 50 км/час, равна 50%.

ЦОДД Москвы 10 февраля предложило снизить максимально разрешенную скорость в г. Москве до 50 км/час! Это одна из программных целей «Союза пешеходов»: снижение разрешенной скорости до 50 км/час, плюс снижение ненаказуемое превышения скорости (кроме магистральных дорог) с 20 км/час до 2 км/час. Однако на дорогах отдельно взятого региона снизить скорость по решению регионального исполнительного или законодательного органа невозможно.

Максимальная скорость определена Постановлением Правительства РФ и действует во всей стране. Восемь лет назад Республика Татарстан также пыталась решить эту проблему, но в результате там установили ограничительные знаки лишь на наиболее опасных дорогах.

Вряд ли Москова захочет установить на каждом перекрестке сотни тысяч дорожных знаков с ограничением «50 км/час» - это дорогое удовольствие. Правительство Москва может обратиться в Правительство РФ с этим предложением, однако ЦОДД г. Москвы - не Правительство, поэтому этой важной инициативе пока не суждено сбыться.

Некоторая поспешность в инициативах ЦОДД г. Москвы наблюдается и в другой идее. Например, недавно на дорогах Москвы появилась социальная реклама для пешеходов.

Если вчитаться в маленький текст, можно понять, что Алексей решил перейти дорогу напротив нужного ему объекта. Он мог бы перейти по пешеходному переходу, но ближайший был за 200 метров от него. Таким образом, расстояние между пешеходными переходами в месте, где стоял Алексей, составляло 400 или более метров. Однако в соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» расстояние между пешеходными переходами должно составлять от 200 до 300 м.

Таким образом, неисполнение этого стандарта могло спровоцировать Алексея перейти дорогу вне пешеходного перехода, а если бы стандарт был реализован, пешеходный переход был бы на расстоянии 100 метров или, максимум, 150 метров и Алексей, возможно, не поленился бы до него дойти. Очевидна взаимная вина пешехода и владельца дороги (т.е. органа исполнительной власти), который нарушил требования Национального стандарта при заказе строительства пешеходного пешехода, но наказанными оказались только пешеход и водитель (который вынужден ремонтировать автомобиль).

В. Соколов, Председатель МОД «Союз пешеходов»

Ситуация на дорогах в январе 2020 г. по материалам средств массовой информации.

Город Калуга. В январе 2020 г. зарегистрировано 13 наездов на пешеходов, что составляет 46,4% от общего количества происшествий. С участием пешеходов на пешеходных переходах произошло 10 ДТП, из них 4 - на нерегулируемых пешеходных переходах и 6 - на регулируемых пешеходных переходах.

На улицах Пскова было совершено 15 наездов на пешеходов, пять из них - во дворах, остальные - на переходах без светофоров. Один пешеход погиб.

На дорогах Петербурга за первые 15 дней января после наезда автомобилей погибли девять пешеходов. В прошлом за это же время погиб один пешеход.

В Ленобласти погибли девять пешеходов, что практически вдвое больше прошлогодних показателей (за 15 дней января 2019 года в таких авариях погибли 4 человека). Травмы получили 29 человек.

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены