Сколько стоит детская безопасность?

Сегодня мы узнаем, в какую сумму родителям обходится каждая поездка с маленьким пассажиром

Согласно статистике ВОЗ, использование специальных удерживающих устройств снижает младенческую смертность при ДТП на 71%. В наши дни во многих странах автокресла приобретаются ещё до рождения первенца, и ни у кого даже не возникает мысли перевозить ребёнка на руках. Тем более что цена детской безопасности на самом деле очень низкая. Но обо всём по порядку.

Немного истории

Первые прототипы детских автокресел появились ещё в 30-е годы прошлого века в Америке, тогда их главной задачей была фиксация малыша в салоне автомобиля, чтобы он не мог отвлекать маму от управления. Безопасность была на втором плане. Первые патенты на изобретение детских удерживающих устройств были получены в 1962 году одним американским и одним английским инженерами, которые параллельно и независимо друг от друга работали над своими проектами. Идеей заинтересовались автопроизводители, и первый промышленный образец был выпущен концерном Volvo в 1967 году.

В 70-е автокресла уже выпускали, исходя из возрастных категорий маленьких пассажиров, и вовсю проводили краш-тесты для создания идеальных моделей.

В 1990 году был разработан стандарт ISOfix, а в 1998 на рынке появились «растущие» кресла, которые меняют конфигурацию в зависимости от возраста ребёнка. На 5 лет раньше, в 1993, каждое пятитысячное автокресло любой марки и модели обязали проходить краш-тесты и подтверждать соответствие нормам безопасности.

Ещё в начале XXI века понятия «детское автокресло» в нашей стране не было и большинство водителей даже не задумывались, что дополнительное сиденье-накладка для малыша может продаваться в каждом городе, стоить вменяемых денег и, что самое главное, защищать маленьких пассажиров. Однако с 1 января 2007 года тема перевозки детей в автомобилях в специальных удерживающих устройствах в России перешла на законодательный уровень. Сегодня каждый ответственный водитель знает, что автокресло – это не только безопасно, но и удобно: у ребёнка есть своё место, он привыкает спокойно вести себя в пути, а не прыгать по салону. И отлично засыпает, удобно положив голову на специальный подголовник.

Цена вопроса

Сегодня выбор моделей детских удерживающих устройств поражает своим разнообразием. Можно менять кресло каждые 2-3 года либо купить одно, которое будет расти вместе с малышом. Разные по цвету, форме, размеру, виду крепления, цене, - все они направлены в первую очередь на безопасность поездки, однако я всё же советую проверять, какие сертификаты имеет каждая интересующая вас модель и какими результатами краш-тестов она может похвастаться.

Заодно хочу напомнить, что автолюльки для младенцев можно устанавливать как на переднем сидении, так и на заднем, но строго против движения автомобиля. Дети до 7 лет ездят только в автокресле, после этого допустима перевозка без него сзади. Если ваше чадо после 7 лет хочет ездить спереди, до 12 лет такая перевозка возможна только в удерживающем устройстве.

Предположим, у вас появился малыш, и вы сначала купили ему автолюльку, рассчитанную на детей до года, затем кресло группы 1 (9-18 кг), которое позволяет откидывать спинку и обеспечивать более комфортный сон. После того как ваш ребёнок подрос, вы взяли ему автокресло группы 2/3 (до 36 кг), а потом он просто перестал в него помещаться, и вы пересадили его на бустер. Сразу предупреждаю: это вариант с наибольшим числом смены автокресел. Сколько же вы потратите за 7 лет? Люлька стоит от 1900 до 50000 рублей, группа 1 от 4500 до 32000 рублей, группа 2/3 обойдётся от 2000 до 35000 рублей и ещё от 700 до 4000 стоит бустер. Итоговая цена составила от 9100 (самые бюджетные варианты) до 121000 рублей за 7 лет. Отмечу, такой вариант на практике встречается довольно редко, так как мамы и папы предпочитают меньшее число кресел для одного ребёнка, что мы и рассмотрим далее.

Теперь более реальный вариант. Вы решили сразу взять кресло от рождения до 18 кг, а затем поменяли его на группу 2/3, рассчитанную на детей с массой тела от 15 до 36 кг. В этом случае минимальный набор обойдётся вам в 3000+2100, или в 5100 рублей. Максимум вы потратите примерно 50000+35000, или 85000 рублей. Если же вас интересуют только те модели, которые проходили краш-тесты, самый бюджетный вариант будет стоить 9500+7300, или 16800 рублей.

«Растущее» кресло, которое трансформируется под возраст малыша с рождения до 7 и даже больше лет, будет стоить в среднем от 6600 до 50000 рублей, бюджетная модель, побывавшая в краш-тестах, обойдётся в 9400 рублей. Плюсы таких устройств в том, что их не нужно часто менять.

А теперь давайте посчитаем, сколько раз ваш ребёнок проедет в машине. Допустим, в первый год жизни вы выезжаете раз в 2 недели (туда-обратно к врачу, на прививку, в гости, в парк и пр.), с 2 до 4 лет раз в неделю, с 5 до 7 лет 2 раза в неделю (в ТЦ, на кружки, в гости, на дачу и так далее). За первый год малыш прокатится 52 раза, за следующие три года 312 раз, за последующие три года – ещё 624 раза. Всего получится 988 поездок. Возьмём самый дорогой из наших расчётов (и самый маловероятный), разделим 121 тысячу рублей на 988, получим 122 рубля за поездку.

Теперь более приближённые к реальности цифры. Вы приобретаете два кресла за 7 лет, но отдаёте предпочтение тем, которые прошли краш-тесты, стоимость поездки составит … 17 рублей. Купили удерживающее устройство от рождения до 36 кг, выбрав то, которое прошло через краш-тест? За 7 лет средняя стоимость поездки составит 9,5 рублей.

Как видно из расчётов, хорошие и качественные кресла могут стоить не так дорого, как кажется на первый взгляд. При этом они обеспечивают безопасность, удобство во время поездок и значительно снижают риски негативных последствий при ДТП. А жизнь маленького пассажира, как известно, бесценна.

*При расчётах затрат на детские удерживающие устройства использовался ассортимент сетевых розничных и интернет-магазинов на территории РФ.

Татьяна Юрьевна Щипкова, директор ГБОУ «Романовская школа», к.п.н.