• Владимир Соколов

ГИБДД в поиске новых идей для снижения смертности на дорогах

        Несмотря на снижение на дорогах России числа погибших на один процент по итогам 2019 г., ситуация с безопасностью остается неудовлетворительной: из 16981 погибших, 29% – пешеходы, что значительно превышает аналогичный показатель развитых Европейских стран; пять тысяч погибших были убиты водителями в алкогольном или наркотическом опьянении.

         В Москве, самом безопасном регионе России, из 443 погибших, 214 человек (48%) – пешеходы, при этом ранено 3311 пешеходов, что говорит о том, что разнообразные меры, предпринимаемые Москвой, недостаточны для обеспечения безопасности пешеходов на дорогах.

         Руководство ГИБДД пригласило экспертов, представителей средств массовой информации, руководителей автошкол чтобы услышать новые идеи в сфере обеспечения безопасности на российских дорогах, которые позволят достичь целевого показателя, установленного Национальным проектом «Безопасные и качественные дороги» (далее «Нацпроект»): снизить число погибших в 3,5 раза к 2024 г.

         Предложения «Союза пешеходов» сводятся к следующему: для начала необходимо объективно оценить влияние реализации Нацпроекта на уменьшение числа погибших к 2024 г., а реалии таковы:

- 49,1% автомобильных дорог регионального значения (т.е. 250 тыс. км.), не будут соответствовать нормативным требованиям;

- 9,1% автомобильных дорог федерального и регионального значения продолжат работать в режиме перегрузки, в их общей протяженности (лишь 1,1% планируется разгрузить);

 - 50% мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) останутся на дорожной сети после 2024 г. (ликвидировать планируется другие 50%);

-  15% дорожной сети городских агломераций, останется в ненормативном состоянии;

- приведение местных дорог в нормативное состояние НЕ планируется в рамках Нацпроекта.

       Очевидно, что положительное влияние реализации Нацпроекта на снижение смертности на дорогах, будет связано с приведением дорог в нормативное состояние, т.е. с ликвидацией неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих почти половине аварий. Тогда погибших на этих участках дорог не будет. Также, снижение смертности будет связано с ликвидацией мест концентрации ДТП, а также в результате переоснащения автомобилей ГИБДД средствами контроля и фиксации нарушений, позволяющих фиксировать практически все виды нарушений ПДД в режиме онлайн.     

        При этом, очевидно, что снижение числа погибших в 3,5 раза к 2024 г. только за счет вышеупомянутых мероприятий, недостижимо.

        Однако, в Нацпроекте участвуют далеко не все регионы. Неучаствующие в Нацпроекте регионы продолжат реализовывать свои индивидуальные проекты в сфере ремонта дорог и повышения безопасности дорожного движения.

       Чтобы эти проекты были эффективными:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Регионам, не участвующим в Нацпроекте, необходима координация их деятельности в рамках новой Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Ее цели и методы должны быть скорректированы с учетом целевого показателя по снижению смертности и дефицита федерального финансирования.

      В связи с этим, необходима реализация новых федеральных мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, часть из которых заведомо непопулярна у водителей. Учитывая отсутствие перспектив значительного финансирования новых мероприятий по обеспечению безопасности, указанные меры должны носить в основном административный и организационный характер.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Поэтапное снижение к 2024 г. НЕНАКАЗУЕМОГО ПРЕВЫШЕНИЯ скорости с 20 до 5 км/час.

2. Поэтапное снижение к 2024 г. МАКСИМАЛЬНО разрешенной скорости в населенных пунктах до 50 км/час (за исключением дорог, где потоки пешеходов и автомобилей разделены с помощью подземных и надземных пешеходных переходов).

3.Аттестация участков дорог вне населенных пунктов с целью повышения разрешенной максимальной скорости передвижения по ним, если позволяют дорожные условия.

4. ДООБОРУДОВАНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ:

- «островками безопасности»;

-  табло обратного отсчета времени;

- дополнительной подсветкой;

- реализация программы по замене на трех - и более полосных автодорогах наземных пешеходных переходов подземными, т.к. водитель и пешеход не видят друг друга.

5.  Внесение в ПДД требования об обязательном ношении ПЕШЕХОДАМИ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛЕЙ в темное время суток при переходе дорог В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ (в них происходит до 70% наездов на пешеходов).

6. Продолжение исполнения ГИБДД предусмотренных ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 г.г.» функций по обучению школьников практическим навыкам безопасного передвижения по дорогам, для чего предусмотреть увеличение штата сотрудников.

7. Организация системы переподготовки учителей школ для преподавания предмета «Обучение практическим навыкам безопасного передвижения по дорогам для пешеходов и велосипедистов» для учащихся 1-6 классов. Введение в средних школах предмета «Безопасное передвижение по дорогам» к 2024 г.

8. Организация (через поликлиники и органы соцобеспечения) пропаганды безопасного передвижения по дорогам лиц, относящихся к группам риска:

- граждан преклонного возраста; граждан, имеющих заболевания, связанные со слухом, зрением, ограничением возможностей самостоятельного передвижения; наркоманов, алкоголиков и т.д.

9. Отклонение законопроекта, подготовленный Минтрансом РФ, в котором предлагается разрешить движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) по тротуарам со скоростью более скорости пешехода, что угрожает жизни и здоровью пешеходов, т.к.:

- у части СИМ (с гироскопической стабилизацией) нет возможности экстренно затормозить и нет руля;

- невозможно контролировать скорость СИМ, как водителю СИМ, так и полицейским;

- законопроект приравнивает водителей СИМ к пешеходу в части гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пешеходов и других водителей СИМ, что не будет стимулировать безопасную езду.

      Предусмотреть для движения СИМ рекреационные зоны и специальные маршруты в парках отдыха.

10. Организовать на одном из телеканалов программу для школьников начальных классов и их родителей по тематике «Безопасное передвижение по дорогам».

11. Отменить практику пропаганды безопасного передвижения по дорогам роженицам в родильных отделениях больниц. Вместо этого – организовать пропаганду в детских поликлиниках, а также организовать доставку из роддомов матерей с новорожденными детьми в удаленные населенные пункты на оборудованных автомобилях с демонстрацией правил перевозки детей. 

Председатель МОД «Союз пешеходов»                              В.С. Соколов 

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены