Как карантин повлиял на безопасность дорожного движения

В связи с карантином в России количество автомобилей на дорогах сократилось в несколько раз. В Москве в апреле 2020 г. на вылетных магистралях, в зоне видимости человека, стоящего около проезжей части, иногда не было видно ни одного автомобиля. Аналогичная ситуация была и в других городах.

На улицах городов «коэффициенты присутствия» пешеходов колебались в апреле от 3 до 4, т.е. до 90% пешеходов не выходило на улицу.

Казалось бы, такое неинтенсивное движение должно быть безопасным и для пешеходов, и для водителей, однако на практике, снижение числа погибших в ДТП оказалось очень скромным.

В апреле 2020 г. на дорогах погибло 768 человек (снижение на 23% по сравнению с апрелем 2019 г.), в том числе по вине водителей транспортных средств погибло 690 человек (снижение всего на 20% по сравнению с апрелем 2019 г.).

Причина простая: как известно во всех развитых странах мира, безопасность на дорогах обеспечивается, в первую очередь, скоростью движения автомобилей, поэтому в населенных пунктах она ограничена до 50 км/час. В России, на свободных от автомобилей дорогах, водители в апреле разгонялись до максимальных скоростей: 80 км/час в населенных пунктах и 110 км/час и более - вне населенных пунктов.    

В результате, процент погибших в ДТП в апреле 2020 г. в России по вине водителей, вырос до 89,8%, (690 из 768). При этом, на дорогах вне населенных пунктов в апреле 2020 г. погибло 54% от всех погибших в ДТП, т.к. столкновения происходили на более высокой скорости.

После завершения карантина, ситуация с безопасностью на дорогах, к сожалению, вернется к прежней, поэтому пешеходы, отвыкшие от большого числа автомобилей и водители, отвыкшие от пешеходов, должны вести себя особенно внимательно.    

Пешеходам снова необходимо осознать, что доверять водителям нельзя и, переходя улицу, необходимо контролировать водителя, независимо от наличия светофора.

Пока непонятно как возможно достичь целевого показателя Нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (4 погибших на 100 тысяч населения). Но снижать максимальную скорость в населенных пунктах, и ненаказуемое превышение скорости автомобилей, власти пока не собираются.

Более того, Минтранс РФ, несмотря на обоснованные протесты «Союза пешеходов», подготовил проект изменений в Правила дорожного движения, предусматривающий разрешение гражданам передвигаться на гироскутерах, сегвеях, моноколесах и электросамокатах по тротуарам и обочинам дорог со скоростью 20 км/час. При этом, часть из этих устройств имеет гироскопическую стабилизацию, т.е. не имеет возможности экстренно затормозить, не имеет руля и спидометра.

Водители этих средств индивидуальной мобильности приравниваются по ответственности к пешеходам, они не отвечают за покидание места наезда на пешехода, могут не знать Правил дорожного движения.

Если предложенные Минтрансом РФ без всяких обоснований поправки будут утверждены Правительством РФ, война на дорогах (если судить по числу погибших), распространится и на тротуары и обочины.


Председатель МОД «Союз пешеходов» В.С. Соколов 

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены