«Кенгурятники» на внедорожниках: чью безопасность защищает новый технический регламент

Ныне не только законы и постановления, но и ГОСТы, и технические регламенты активно влияют на безопасность дорожного движения. Поэтому, представители «Союза пешеходов» приняли участие в состоявшемся в Общественной Палате РФ, под председательством А. Холодова, Круглом столе, посвященном проекту нового технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Этот техрегламент будет обязательным для всех государств, входящих в Евразийский экономический союз (ранее – «Таможенный союз»).

Разработка новой редакции была проведена под руководством Минтраса РФ и Минпромторга РФ. Казалось бы,  интересы российских водителей, пешеходов, пассажиров, предпринимателей, должны были бы найти отражение в новом документе, однако на деле все оказалось не так.

Наибольшее количество вопросов вызвали положения техрегламента, касающиеся использования при ремонте автомобилей бывших в употреблении (далее б/у) или восстановленных запасных частей или агрегатов. Они должны быть сертифицированы! В условиях, когда на всю Россию не наберется и двух десятков сертификационных центров, а покупка у зарубежных поставщиков б/у запчастей крайне сложна и затратна, легальная установка на автомобиль бывшей в употреблении запчасти станет неприемлемо дорогой услугой.

Стоимость импортных сертифицированных б/у запчастей, как сообщили выступавшие на Круглом столе профессиональные участники рынка, возрастает в 10 -15 раз.

В таких условиях автосервисы, специализирующиеся на старых автомобилях, а также предприятия, занимающиеся разборкой автомобилей в России, вынуждены будут прекратить свое легальное существование.

Если ремонт с использованием б/у запчастей станет недоступен, то от старого автомобиля гражданам придется отказаться. Может быть, в этом цель разработчиков нового техрегламента? В этом случае официальные дилеры иномарок получат некоторое количество новых клиентов, способных купить новый автомобиль или оплатить новую или восстановленную импортную запчасть по ценам монополизированного рынка.

Не менее изумляют идеи нового техрегламента по обеспечению безопасности колесных транспортных средств.

Безопасность автомобиля будет повышена за счет запрета на несертифицированные б/у запчасти при ремонте, а также за счет ухудшения безопасности пешеходов, которых хотят вернуть в начало века, когда была разрешена установка на внедорожниках жестких бамперов (так называемых, «кенгурятников»).

«Кенгурятники» не так давно запретили, т.к. при столкновении с пешеходом они не оставляют ему шансов на выживание, но разработчики нового техрегламента предлагают вернуть «кенгурятники», если они предусмотрены производителем автомобиля.

Проблема в том, что в Европе на внедорожниках с «кенгурятниками» ездят на сафари, а в России – ежедневно в городах. Получается, что Минтранс РФ намерен в России создать на улицах городов условия, похожие на сафари. Пешеходы против.

При этом, в техрегламенте не предусмотрено применение технологий обеспечения безопасности  пешеходов, например, отсутствуют требования к системам экстренного торможения для предотвращения наезда на пешехода.

Также, техрегламентом предлагается запретить лежачие места для отдыха сменного водителя или пассажира в междугородном общественном транспорте. Проблема в том, что полноценный отдых сменного водителя невозможен в сидячем положении. Также существует проблема транспортировки граждан, которые не могут, в силу болезни, ехать в сидячем положении из одного города в другой. Логично предусмотреть на лежачих местах фиксирующие ремни, как это предусмотрено для автомобилей скорой помощи. 

«Союз пешеходов» внимательно следит за новыми инициативами в сфере технического регулирования. В последние годы ухудшение безопасности пешеходов связано в основном, с изменением технических нормативов. Напомню, что в 2007 г. в соответствии с ГОСТом на обустройство дорог, расстояние между пешеходными переходами в населенных пунктах увеличилось со 120 – 150 метров до 200 - 300 метров, что провоцирует пешеходов переходить дорогу в неположенном месте; затем, вместо  «островков безопасности» из бордюрного камня, появились «островки», обозначенные разметкой на асфальте, что никак не защищает пешехода; затем были признаны необязательными и ликвидированы пешеходные ограждения на тротуарах, в том числе, около остановок общественного транспорта (они, как и «островки безопасности», мешали уборке снега, зато выполняли функции защиты от наезда на остановку общественного транспорта).

Добавлю, что благодаря Госдуме и Правительству в 2013 г. ненаказуемая скорость автомобилей была увеличена до 20 км/час, что привело к росту наездов на пешеходов, а в 2014 г. изменилась формулировка ПДД: вместо того, чтобы остановиться и пропустить пешехода на пешеходном переходе, водитель обязан «уступить пешеходу», т.е. водитель может проехать пешеходный переход без остановки, если  считает, что не помешает пешеходу. Однако, после этого наезды на пешеходов на пешеходных переходах в процентном соотношении выросли с 25 до 40.

Мы продолжим следить за ходом согласования нового техреглмента.

В.С. Соколов,  Председатель МОД «Союз пешеходов»

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены