Что делать пешеходу в случае наезда на него электросамоката?

Уже четыре года мы наблюдаем на улицах рост числа высокоскоростных индивидуальных транспортных средств: электросамокатов, сигвеев, моноколес, гироскутеров. Мы обозначили их как «индивидуальные транспортные средства» в соответствии с определениями, приведенными в Правилах дорожного движения, а Минтранс РФ назвал их «средствами индивидуальной мобильности» (СИМ), чтобы их наезды на пешеходов не считались дорожно-транспортными происшествиями, а ответственность за наезды была бы минимальной.

Пока передвижение СИМ по дорогам осуществляется в условиях правового вакуума: места, где разрешено их движение не определены, а управляющие ими лица по их гражданской ответственности приравниваются к пешеходам. Соответственно, при наезде считается, что дорожно-транспортного происшествия не было (поэтому нет официальной статистики): просто один пешеход толкнул другого пешехода.

Но есть факты, которые нельзя не заметить: появление СИМ привело к наездам на пешеходов на тротуарах и на пешеходных переходах. В этом случае свидетели наездов или пострадавшие вызывают «Скорую помощь» и сотрудников ГИБДД, соответственно статистика вызовов у этих организаций имеется и отрывочные данные по наездам просачиваются в средства массовой информации.

За последние три года появилось минимум три погибших, а по данным телеканала ТВЦ, в прошлом году было зафиксировано уже 140 наездов на пешеходов электросамокатами.

Таким образом, миф о безопасности индивидуальных транспортных средств не нашел подтверждения, но битва Минтранса РФ с пешеходами за тротуары продолжается. Надеемся, что пострадавшие граждане помогут нам сделать тротуары безопасными.

Как пешеходу получить компенсацию после наезда на него на электросамокате, гироскутере, сигвее или моноколесе?

Подробно об этом рассказала адвокат Ольга Вакина, заместитель Председателя МОД «Союз пешеходов», а вкратце это выглядит так:

Во-первых нужно помнить, что лицо, управляющее СИМ пока считается пешеходом, а тротуар является частью дороги, поэтому происшествие на тротуаре является «дорожным». При этом, если водитель СИМ наедет на пешехода, это будет считаться столкновением двух пешеходов.

Комментарий: такой подход нарушает принцип справедливости. СИМ и пешеход находятся в неравном положении, так как у них разные характеристики. За счет массы и скорости СИМ может нанести больший вред здоровью человека. К тому же статус пешехода исключает усиленную ответственность водителя СИМ за вождение в состоянии алкогольного опьянения и оставление места происшествия.

Столкновение с СИМ: действия на месте происшествия пострадавшего или свидетеля.

1. Позвоните в ГИБДД и сообщите о столкновении.

2. Вызовите «Скорую помощь» или после приезда полицейских обратитесь в травмпункт.

3. Запишите телефоны очевидцев.

4. Сделайте фото места происшествия и круговое видео, чтобы иметь возможность «отсечь» ложных свидетелей, которые могут появиться на судебных разбирательствах.

5. Позвоните как можно раньше на горячую линию городской системы видеонаблюдения и попросите сохранить запись с городских камер. Если этого не сделать, через 5 дней запись будет уничтожена.

Очевидцы и видео с камер помогут установить обстоятельства дела.

Как добиться возмещения причиненного вреда

1. Проконтролируйте, чтобы в ГИБДД возбудили дело и организовали проведение экспертизы по установлению степени вреда, причиненного здоровью (звоните в ГИБДД, выясните, у кого дело, не бойтесь задавать вопросы).

2. Возможность взыскания возмещения будет зависеть от наличия вины водителя СИМ.

2.1. Если установлена вина водителя СИМ

Пострадавший может потребовать возмещения вреда здоровью, имущественного вреда и компенсации морального вреда.

Исходя из практики рекомендуем попытаться досудебно урегулировать эти вопросы с виновником. Если он откажется добровольно возместить расходы, придется обратиться в суд. Для этого нужно составить иск и приложить к нему:

постановление о привлечении водителя к административной ответственности или приговор в случае привлечения к уголовной ответственности;

копии документов, подтверждающих расходы (вред здоровью: медицинская экспертиза, назначение врача, чеки, полученные при покупке лекарств; имущественный вред: чеки, которые подтвердят расходы на починку имущества, поврежденного при столкновении; моральный вред: свидетельские показания о том, как изменилась ваша жизнь после происшествия).

Иск подается в районный суд по месту жительства истца. Суды обычно взыскивают подтвержденные расходы в полном объеме. А вот размер компенсации морального вреда всегда занижают.

Чем выше сумма иска, тем вероятнее, что виновник наймет адвоката. В этом случае рекомендуем пострадавшему также взять адвоката.

Если виновник после вынесения решения суда о возмещении вреда не исполняет свои обязательства, то нужно в суде получить исполнительный лист и обратиться с ним к судебным приставам.

Ответственность водителя СИМ не страхуется, поэтому расходы можно будет взыскать только с него.

2.2. Если водитель СИМ будет признан невиновным

В этом случае возмещать причиненный пострадавшему вред он не обязан, поскольку СИМ пока не относится к «транспортным средствам», которые являются источникам повышенной опасности (ИПО). Только водители ИПО возмещают вред при отсутствии вины.

Вместе с тем некоторые электросамокаты по техническим характеристиками подпадают под определение мопедов. Напомним: мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В судебной практике есть примеры, когда мопеды признавали ИПО. Можно попытаться приравнять по техническим характеристикам электросамокат к мопеду. Для этого необходимо провести экспертизу. Если электросамокат приравняют к мопеду, то появится возможность взыскать компенсацию с водителя без признания его вины. Но подобных случаев в судебной практике мы пока не встречали. Такой подход целесообразен в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти. Однако нужно учитывать, что обычно компенсации назначают небольшие, а тут сумма будет уменьшена еще и с учетом вины потерпевшего.

Если вы или ваши родственники пострадали от столкновения с СИМ, можете обращаться в «Союз пешеходов» за консультацией. Кроме того, мы собираем статистику о наездах в различных условиях.

В.С. Соколов, Председатель МОД «Союз пешеходов»

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены