Полицейские возвращаются на пешеходные переходы

ГУ ОБДД МВД России озаботилось наездами на пешеходов на пешеходных переходах

ГУ ОБДД МВД России направило 04.09.2020г. региональным руководителям Госавтоинспекций письмо № 13/12-П-7618 о необходимости обратить внимание на ситуацию с наездами на пешеходов на пешеходных переходах.

Некоторые средства массовой информации восприняли это письмо как некое разъяснение действующей с 14.11.2014 г. формулировки п. 14.1 Правил дорожного движения о правилах проезда пешеходных переходов, а представители общественных объединений водителей не преминули выразить свое несогласие с «новым толкованием» ПДД.

На самом деле, никаких новых требований и новых признаков нарушения водителями правил проезда пешеходных переходов, в указанном письме не содержится.

Все осталось по-прежнему: при проезде пешеходного перехода водитель не должен вынуждать пешеходов изменить направление движения или скорость движения. Эта логика была, например, реализована в 2016 г. в комплексе автоматической фиксации нарушений проезда пешеходных переходов, о котором я писал ранее в этом блоге.

Цель упомянутого письма заключается в том, чтобы вернуть полицейских на пешеходные переходы, с которых они несколько лет назад «ушли», что, конечно, не улучшило безопасность пешеходов. Несмотря на снижение общего числа погибших и раненых пешеходов, доля пострадавших от наездов на пешеходных переходах продолжает оставаться на неприемлемом уровне – от 33 до 40 процентов от общего числа пострадавших пешеходов. Точнее не скажу, т.к. текущие данные по наездам на пешеходов на пешеходных переходах из статистики дорожно–транспортных происшествий, публикуемых на сайте Госавтоинспекции, исключены.

Причина ухода полицейских с пешеходных переходов была в том, что доказать в судах правомерность наложения штрафа за непропуск пешехода, стало очень непросто. Многие водители опротестовывали полученные штрафы, а судьи стали требовать от полицейских видеодоказательств нарушения или подтверждений от «непропущенных» пешеходов.

Письмом ГУ ОБДД полицейским рекомендовано получать от пешеходов подтверждения, в виде объяснения, что водитель их не пропустил. По сути, это показания лица, чьи права нарушены и этого человека могут вызвать в суд, в случае, если водитель не согласен с полученным штрафом. При этом стимулов для того, чтобы стать свидетелем обвинения у пешехода, прямо скажем, мало:

- не предусмотрено возмещения пешеходу за полученный моральный вред в виде неуважения, проявленного водителем, а также из-за создания водителем на пешеходном переходе угрозы здоровью и жизни пешехода;

- штраф, выписываемый водителю сотрудником ГИБДД, зачисляется в региональный Дорожный фонд и используется исключительно на новое строительство, ремонт и реконструкцию дорог. На мероприятия по обеспечению безопасности, например, на освещение конкретного пешеходного пешехода, его использование Бюджетным кодексом не предусмотрено;

- при вызове в суд пешеход вынужден будет отпрашиваться с работы.

Что касается сотрудников ГИБДД, то они должны остановить водителя, затем догнать пешехода и потребовать от него письменное объяснение. Процедура явно усложняется, затраты времени на оформление протокола растут. Однако за последние два года произошли изменения в техническом оснащении полицейских автомобилей: в соответствии с Национальным проектом «Безопасные и качественные дороги» подразделения ГИБДД за два года действия указанного Проекта, получили тысячи автомобилей, оснащенных видеокамерами и интернетом, а до конца 2024 г. получат десятки тысяч таких автомобилей..

Использование видеозаписи позволит сотруднику ГИБДД доказать факт непропуска пешехода. Но есть одна проблема: обеспечить сертифицированным видеокамерам, установленным в автомобилях, хороший обзор происходящего на пешеходном переходе, довольно сложно из-за деревьев, указателей, профиля дороги и т.д. Необходимо обеспечить видимость пешехода и автомобиля в определенном ракурсе, который проще всего достигается при размещении видеокамеры на высоте 5-6 метров, под острым углом к дороге. На автомобиле на такую высоту пока не заехать, поэтому не на всех пешеходных переходах можно будет эффективно использовать водеофиксацию.

Единственный выход – развитие стационарных систем. автоматической фиксации нарушений проезда пешеходных переходов, но для этого необходимо иметь адекватный опасности размер штрафа за непропуск пешехода.

Ныне штраф составляет от 1500 до 2000 рублей. При автоматической фиксации нарушения максимальный штраф составляет 1500 руб., а с учетом 50% скидки при своевременной оплате, штраф составляет всего 750 рублей. Эта сумма не позволяет одновременно наполнять Дорожный фонд штрафами и, при этом, окупать достаточно дорогие в обслуживании интеллектуальные системы видеофиксации.

К сожалению, в нынешней экономической ситуации, реализация многих мероприятий по повышение безопасности дорожного движения означает появление дополнительного источника наполнении бюджета или внебюджетного фонда. Чем больше этот источник, тем быстрее внедрение. Доходы бюджета и Дорожных фондов становятся определяющим фактором при реализации соответствующих решений.

Таким образом, в настоящее время, чтобы обеспечить профилактику правонарушений на пешеходных переходах, необходимо повысить штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе до 5000 рублей, т.к. это нарушение имеет самую высокую степень опасности для жизни и здоровья пешеходов. Такой штраф автоматически простимулирует массовую установку стационарных камер автоматической фиксации нарушений проезда пешеходных переходов.

К сожалению, в нынешних условиях Госдума РФ повысить штраф не решится. Остается единственный путь для спасения пешеходов: ограничить максимальную скорость автомобилей до 50 км/час при приближении к наземному пешеходному переходу (включая ненаказуемое превышение скорости), независимо от присутствия на пешеходном переходе пешехода.

На федеральных трассах вместо ограничения скорости нужно будет построить подземные пешеходные переходы.

Вл. Соколов, Председатель МОД «Союз пешеходов»

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены