• Владимир Соколов

Новый ГОСТ ухудшает безопасность пешеходов на пешеходных переходах

С 1 января 2021г. вступает в действие разработанный РОСДОРНИИ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

К сожалению, предложенные в ГОСТе решения имеют целью исключительно увеличение пропускной способности участков дорог и абсолютно не учитывают интересов пешеходов.

В частности, предлагается разрешить одновременное движение автомобилей и пешеходов по пешеходным переходам, при повороте транспортных средств: пункт 7.2.6 предусматривает: «При светофорном регулировании в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении следующих условий:

- суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 ед./ч, а интенсивность движения пешеходов не более 600 пеш./ч».

Возникает вопрос, как быть, если эти параметры будут превышены? Кто будет контролировать превышение интенсивности транспортных и пешеходных потоков, что сделает пешеходный переход опасным для пешеходов.

Разработчики предполагают, что в среднем, два автомобиля, проезжающие за минуту пешеходный переход, безопасны для, в среднем, 10 пешеходов, которые в ту же минуту могут пройти по этому пешеходному переходу. Однако реальные потоки пешеходов совсем другие.

В Москве весной 2020 г. было организовано несколько таких пешеходных переходов, и «Союз пешеходов» тестировал один из них - на пересечении ул. Солянка и Яузского бульвара. Выяснилось, что фаза ожидания зеленого сигнала для пешеходов составляет около минуты, для автомобилей – 30 секунд. Разработчики ГОСТа решили эти 30 секунд, по сути, отдать автомобилям, ведь чувство опасности заставляет пешехода остановиться и пропустить наглого водителя, повернувшего на свой красный свет в сторону пешеходного перехода, когда для пешехода горит зеленый свет. Дело в том, что пешеходы не могут знать, что на этом конкретном пешеходном переходе свои правила, ведь нет дорожных знаков для пешеходов, указывающих, что автомобилям разрешен поворот на красный свет, когда горит зеленый сигнал светофора для пешеходов! И даже когда пешеход догадывается, что имеет преимущество, он должен убедиться, что водитель остановится – это рекомендовано Правилами дорожного движения даже при пересечении обычных пешеходных переходов. Поэтому, для некоторых пешеходов переход по этому пешеходному переходу был весьма некомфортным.

По упомянутому пешеходному переходу во время нашего мониторинга за один цикл светофора (т.е. за полторы минуты), смогли пройти от 1 до 15 человек. Таким образом, в отдельные циклы светофора средняя интенсивности движения значительно превышала среднюю допустимую – 6 человек в минуту, при этом, в темное время суток дополнительной подсветки зоны пешеходного перехода нет, пешеходы видны плохо. Неравномерность пешеходных потоков создает риски, которые разработчики ГОСТа не учитывали.

ГОСТом нарушается главный принцип Правил дорожного движения, которым руководствуются пешеходы и водители: красный свет - проезда нет ... а зеленый - можно в путь.

В целом, новый стандарт ухудшает безопасность пешеходов.

 

В.С. Соколов, Председатель МОД «Союз пешеходов»

Орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены