Основные направления реализации Программы в 2011 году

Прошедший пятилетний период реализации Программы показал, что Российская Федерация является субъектом деятельности в сфере ОБДД, где достаточно внедряется программно-целевой подход в решении проблем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий. Результативность принимаемых мер в рамках федеральной, региональных и муниципальных программ достаточно убедительно подтверждается темпами снижения числа погибших при ДТП людей по сравнению с прогнозными данными. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что сфера ОБДД обладает пока еще достаточной ресурсоемкостью, что делает процесс ОБДД в определенной степени управляемым.

Вместе с тем анализ эффективности влияния на состояние аварийности мероприятий Программы свидетельствует, что получаемый результат примерно на 35% связан с реализацией мероприятий ФЦП, примерно столько же с воздействием принимаемых мер на уровне РЦП, а резервы дальнейшего изменения состояния аварийности при сохранении нынешней структуры управления и воздействия на систему складывающихся в сфере ОБДД общественных отношений не превышает 30%, что явно недостаточно для реализации поставленной цели по снижению числа погибших в ДТП людей к 2020 году.

В этой связи возникает необходимость поиска дополнительных резервов, которые могут и должны быть определены при формировании программы работ по ОБДД на 2013-2020 годы, а также в рамках глобального плана ВОЗ по реализации мероприятий «Десятилетия действий по безопасности дорожного движения в 2011-2020 годах».

В основу этого плана положен принцип «терпимости» системы к ошибкам участников дорожного движения, их уязвимости, адекватной оценки возможностей человеческого организма, формирования соответствующей среды дорожного движения, проведения широкого комплекса мероприятий, отличающихся от традиционных решений в сфере ОБДД.

В этой связи, а также исходя из основных положений Декларации 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, представляется целесообразным при выборе ключевых направлений деятельности в сфере ОБДД сосредоточить основное внимание на результативности следующих основных мероприятий:

а) снижение рисков в дорожном движении:

  • стимулирование перехода от видов транспорта, сопряженных с высоким риском, к более безопасным транспортным средствам;
  • предоставление приоритета в движении транспортным средствам, перевозящим большее число пассажиров;
  • снижение числа случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • введение поэтапной подготовки и переподготовки водителей ТС;
  • внесение изменений в систему градостроительного проектирования и землепользования.

б) создание более безопасной дорожной среды:

  • приведение нормативно-правовой базы и технических требований в соответствие с ожидаемым уровнем автомобилизации;
  • разработка комплекса мер по совершенствованию организации дорожного движения в республиканских, краевых и областных центрах, городах и населенных пунктах;
  • подготовка предложений по совершенствованию государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля транспортной деятельности;
  • установление ограничений скорости, соответствующей транспортно-эксплуата-ционным качествам УДС;
  • разделение, по возможности, транспортных и пешеходных потоков;
  • внедрение аудита безопасности в процесс проектирования, строительства и эксплуатации дорог;
  • оборудование дорог средствами защиты для снижения тяжести последствий ДТП;
  • реконструкция наиболее опасных участков дорожной сети.

в) переход к более совершенным и безопасным транспортным средствам:

  • совершенствование системы стандартизации в сфере транспорта;
  • обеспечение соответствия ТС действующим нормативным актам и стандартам;
  • формирование механизмов стимулирования собственников к эксплуатации наиболее безопасных ТС;
  • повышение видимости автомобилей на дороге, в том числе путем использования фар ближнего света в светлое время суток, световозвращающих поверхностей;
  • совершенствование конструкции транспортных средств;
  • обеспечение защиты водителя и пассажиров удерживающими и надувными устройствами;
  • стимулирование эксплуатации «интеллектуальных» транспортных средств, оборудование их системами антиалкогольной блокировки, адаптации скорости, стабилизации торможения, предупредительной сигнализации.

г) обеспечение соблюдения Правил дорожного движения:

  • оптимизация количества органов государственного управления, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении однородных объектов управления;
  • регламентация и координация деятельности органов исполнительной власти в части выполнения контрольно-надзорных функций;
  • формирование законодательной основы для использования современных автоматических технических средств контроля и надзора;
  • совершенствование надзора за соблюдением установленной скорости движения, использованием ремней безопасности и защитных шлемов, режима труда и отды­ха водителей;
  • внедрение активного контроля трезвости водителей транспортных средств.

д) совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП:

  • совершенствование системы оказания доврачебной и квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
  • разработка системы информирования населения о соответствующих спасательных службах и лечебных учреждениях;
  • разработка системы оповещения соответствующих служб о ДТП;
  • разработка правовых и организационных основ проведения спасательных и иных работ на месте ДТП;
  • улучшение организации травмолечения в больницах;
  • обеспечение реабилитации пострадавших;
  • сокращение рисков смертных случаев и серьёзных травм среди пешеходов;
  • использование ремней безопасности, удерживающих устройств для детей и защитных шлемов,

е) формирование единого механизма финансирования мероприятий, направленных на сокращение количества ДТП и снижение тяжести их последствий:

  • определение и социально-экономическое обоснование источников финансирования мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • формирование консолидированной отчетности по финансированию мероприятий, осуществляемому из разных источников на федеральном, региональном и местном уровнях власти;
  • создание финансово-экономического механизма взаимодействия субъектов, ответственных за реализацию программ, на федеральном и региональных уровнях;
  • создание механизмов взаимодействия ответственных за выполнение программных проектов и мероприятий в сфере БДД министерств и ведомств с потенциальными инвесторами в лице кредитных и страховых учреждений, коммерческих предприятий, общественных фондов и других организаций;
  • разработка процедуры оценки на основе соответствующих критериев выполнения мероприятий в области обеспечения БДД.

ж) совершенствование профилактической деятельности в области обеспечения БДД:

  • совершенствование системы пропаганды безопасности дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • профилактика безопасности дорожного движения посредством инструментов О САГО;
  • проведение научно-исследовательских работ в установленной сфере.

з) повышение эффективности системы подготовки водителей ТС:

  • пересмотр нормативной правовой базы в области подготовки водителей;
  • совершенствование системы подготовки водителей,

и) совершенствование процесса организации перевозок:

  • разработка и совершенствование нормативных правовых актов в области перевозок;
  • разработка и реализация мер, направленных на повышение безопасности эксплуатационных свойств автобусов;
  • разработка комплекса мер по обновлению подвижного состава (автобусов большой вместимости и троллейбусов);
  • организация безопасных перевозок в сельских районах и на внутризаводских территориях.

Как следует из представленных сценариев деятельности в сфере ОБДД одним из главных направлений является совершенствование государственной системы ОБДД, в которой в качестве генерального сценария принимается:

- развитие государственного-правового регулирования сферы ОБДД, применительно по всем аспектам и видам деятельности по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;

- активизацией всех звеньев государственно-общественного управления сферой ОБДД, исходя из необходимости повышения транспортной культуры и интеси-фикации процессов самообучения населения страны основам безопасного поведения в дорожном движении.