Предложения по формированию Программы по обеспечению безопасности дорожного движения в российской федерации на 2013–2020 годы

1. Формирование Программы по ОБДД на 2013-2020 гг. должно осуществляться с учетом принятой резолюции на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», определившей период 2010-2020 гг. «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения с целью стабилизации и последующего сокращения прогнозируемого уровня смертности в результате ДТП», а также разработанного Всемирной оганизацией здравоохранения специального плана.

2. Мероприятия Программы 2013-2020 гг. должны быть осуществлены с учетом предстоящего вступления РФ во Всемирную торговую организацию, происходящих интенсивных процессов интеграции в европейскую организационно-правовую систему, реализации ключевых идей административной реформы в России, укрепления вертикали исполнительной власти, а также повышения самостоятельности и ответственности субъектов РФ, органов местного самоуправления за результативность работы в сфере ОБДД.

Одновременно должна быть обеспечена преемственность проводимых мероприятий по ОБДД на базе программно-целевого метода, как объединительного подхода на всех уровнях государственного управления, хорошо доказавшего эффективность в достижении управляемости процессами предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий. При этом возникает необходимость усиления процессов обучения нации основам ОБДД с переходом от технологии устранения «узких мест» к системным и комплексным воздействиям, с широким привлечением многообразных гражданских институтов.

3. Основой действий в рассматриваемый период должны явиться:

  • конкретные целевые установки на всех уровнях органов исполнительной власти, заинтересованных министерств и ведомств;
  • четкая индикация достижения цели;
  • полное и четкое финансирование проводимых мероприятий.

4. В новой Программе должны быть полностью задействованы возможности снижения аварийности за счет выполнения мероприятий по основным направлениям, законодательно закрепленных как обязанность государства в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения».

Прежде всего речь может идти о:

  • расширении полномочий и усилении ответственности органов исполнительной власти федерального уровня, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • усилении координации деятельности заинтересованных ведомств, формирование на этой базе стратегии государственной деятельности, устанавливающей приоритеты для всех ведомств и территориальных образований;
  • осуществлении эффективной и безопасной перевозки пассажиров и грузов на базе регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве с использованием современных информационно-навигационных и интеллектуальных транспортных систем;
  • формировании центров организации дорожного движения, обеспечивающих выполнение задач органами исполнительной власти городов и населенных пунктов;
  • обеспечении полномасштабного внедрения зарубежного опыта деятельности страховых компаний по комплексному воздействию на достижение требуемой профилактики дорожной аварийности;
  • создании стройной системы экономического управления деятельностью по ОБДД, как средства государственного принуждения, с четким определением источников привлекаемых средств, включающих поступления от налогообложения, различ­ных видов сборов;
  • формировании консолидированной отчетности и финансово-экономического механизма взаимодействия субъектов, ответственных за реализацию программных мероприятий;
  • формировании эффективной системы контроля за поведением участников дорожного движения с целью реализации принципа неотвратимости ответственности за нарушение ПДД и действующего законодательства;
  • внедрении на базе банка знаний и данных в сфере ОБДД систем поддержки принятия решений с учетом конкретно складывающейся обстановки, расширяющих применение экономических и иных методов управления дорожным движением;
  • формировании реальной оценки социально-экономических последствий дорожной аварийности с целью определения требуемой ресурсоемкости проведения предупредительно-профилактических мероприятии.

Формирование Программы 2013-2020 гг. с учетом реализации перечисленных мероприятий позволит гарантировать достижение установленных директивных показателей снижения тяжести последствий ДТП в 2020 году.

Выбор варианта решения задачи снижения тяжести последствий ДТП в два раза в 2020 году по сравнению с 2008 г. согласно проводимым исследованиям может быть обеспечен в сценарных условиях двух типов.

При первом типе сценарных условий снижение уровня смертности будет происходить в рамках выполняемых в текущий период и востребованных направлений, реализуемых в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», с проведением необходимой корректировки перечня мероприятий и объемов их финансирования.

Второй тип сценарных условий подразумевает формирование актуальной системы задач и направлений, отвечающей современным вызовам и новым задачам в области ОБДД и объективной необходимости комплексных изменений в системе управления текущей и программной деятельностью, исходя из определения периода 2010-2020 гг. в качестве «Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения», а также плана ВОЗ по реализации данного решения по повышению безопасности движения во всем мире, по повышению безопасности дорожного движения.

Данный подход имеет преимущество перед первым, так как ресурс существующих в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» направлений реализации первоочередных мероприятий достаточно интенсивно использован и страна за прошедший период прошла определенный этап транспортного воспитания нации.

Деятельность по снижению дорожно-транспортного травматизма в России на период до 2020 года, с учетом значимости проблемы аварийности для социально-экономического развития страны, должна обеспечивать поступательное движение вперед с использованием на современном этапе развития актуальных подходов, механизмов, решений и сохранением преемственности достигнутых результатов.

При таком развитии организационно-управленческих решений появляется возможность более активно вовлекать в реализацию мероприятий по ОБДД не только субъекты Федерации, но и муниципалитеты, применять новые формы и механизмы финансирования программных мероприятий за счет бюджетных средств всех уровней, осуществлять стимулирование скоординированной активности на местах с помощью соответствующих финансовых рычагов.

Это в свою очередь будет способствовать скорейшему формированию единой системы программных мероприятий на федеральном, региональном и местном уровнях. Эффективность подобного подхода доказана как в российской практике государственного управления в других сферах деятельности (административная и бюджетная реформы, приоритетные национальные проекты, программа государственной поддержки малого предпринимательства и пр.), так и в решении аналогичных проблем за рубежом.

Поэтому при втором типе сценарных условий предполагается комплексное, основанное на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, воздействие на конкретные для каждого субъекта Российской Федерации ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на тяжесть последствий ДТП.

Данный вариант предполагает софинансирование мероприятий Программы, предусматривающих строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов, приобретение оборудования, специальных транспортных средств и иных материально-технических ресурсов, а также проведение обучающих, событийных и имиджевых мероприятий в сфере ОБДД в соотношении долей финансирования из средств федерального бюджета и из средств региональных бюджетов 50 процентов и 50 процентов стоимости таких мероприятий и обеспечит снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 14,5 процента по сравнению с 2010 годом (и на 38 процентов по сравнению с 2004 годом).

Дальнейшее развитие взаимодействия предполагает софинансирование мероприятий Программы в соотношении долей финансирования из средств федерального бюджета и из средств региональных бюджетов 70 процентов и 30 процентов стоимости таких мероприятий и обеспечит снижение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 процентов по сравнению с 2010 годом (и на 35 процентов по сравнению с 2004 годом).

Таким образом, при реализации всех сценарных условий количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 2010 годом будет снижено к 2020 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом. Общая потребность в ресурсах по этому сценарию, с учетом средств из внебюджетных источников, оценивается в 147 085,183 млн. рублей.

При этом в рамках осуществления мероприятий Программы учитывается реализация субъектами Российской Федерации мероприятий региональных программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения, и потенциала реализации органами местного самоуправления муниципальных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения.

Программа до 2020 года будет осуществляться в 3 основных этапа, исходя из необходимости реализации Плана Десятилетия:

  • первый этап (2011-2012 годы) предполагает проведение всех необходимых подготовительных мероприятий в рамках окончания действующей ФЦП ПБДД в 2012 году;
  • второй этап (2013-2015 годы) предполагает применение традиционной модели реализации программных мероприятий и создание основ перехода к новым принципам финансирования мероприятий по ОБДД до 2020 г.;
  • третий этап (2016-2020 годы) будет осуществлен с использованием механизмов конкурсного софинансирования субъектов Российской Федерации, применяемых при реализации мероприятий национальных проектов и административной реформы в Российской Федерации.

Целью Программы является сокращение прогнозируемого уровня случаев смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2020 году в два раза по сравнению с 2008 годом.

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к определению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения:

  • обеспечение реализации мер по предотвращению дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими;
  • повышение пассивной и послеаварийной безопасности транспортных средств и дорожной инфраструктуры в момент ДТП;
  • развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП;
  • формирование адекватной, комплексной и сбалансированной системы управления безопасностью дорожного движения.

Используемый подход к постановке задач по ОБДД позволит создать взаимоувязанную систему направлений деятельности и детализирующих их программных мероприятий по снижению дорожно-транспортного травматизма в России, выстроить прозрачную пирамиду влияния каждого из них на достижение целевых ориентиров 2020 года и обеспечить:

  • безопасное транспортное обслуживание населения;
  • грамотное, ответственное, гармоничное и безопасное транспортное поведение участников дорожного движения;
  • переход от принципа функционального управления ресурсами к проектному финансированию конкретных направлений деятельности;
  • активное вовлечение субъектов Российской Федерации в реализацию мероприятий Программы;
  • межсекторальное сотрудничество и партнерство с участием всех заинтересованных сторон как в государственном и муниципальном, так и в частном секторах с привлечением гражданского общества.

Ответственными за формирование и реализацию Программы, целевое и эффективное использование бюджетных средств являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство.

Указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственных заказчиков по реализации основных функциональных направлений выполнения мероприятий Программы в пределах своей компетенции. Закрепление мероприятий Программы за каждым из государственных заказчиков будет осуществлено в ходе подготовки Программы, исходя из соответствующих правоустанавливающих документов.

На этапе (2013-2015 годы) Программы планируется реализация мероприятий, на­правленных на:

  • продолжение формирования основ институциональных преобразований в системе ОБДД;
  • сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;
  • стимулирование ответственности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов за снижение дорожно-транспортной аварийности;
  • совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации;
  • разработку инструментов привлечения частного капитала в реализацию мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

На этапе (2016-2010 годы) Программы мероприятия будут преимущественно направлены на продолжение поступательного достижения целевого состояния аварийности на российских дорогах, преодоление дисбаланса в ситуации с аварийностью в субъектах Российской Федерации и основываться на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма для каждого субъекта Российской Федерации и экономически выгодных механизмах софинансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Мероприятия Программы будут сформированы с использованием следующих принципов:

  • широкое использование международного опыта и осуществление совместных интеграционных проектов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
  • активное сочетание государственного управления и инициативы общественных институтов;
  • интенсификация процессов перехода от ведомственного регулирования правоотношений к их законодательной регламентации;
  • дальнейшее совершенствование системы управления и обеспечение межведомственной и межуровневой синхронизации текущей и программной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление реализацией Программы будет осуществляться на трех уровнях:

  • стратегический уровень (Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации);
  • тактический уровень (государственный заказчик-координатор, государственные заказчики);
  • оперативный уровень (органы управления реализацией Программы, осуществляющие текущее управление).