Повышение правосознания участников дорожного движения

Одним из ключевых направлений стратегий по снижению уровня аварийности во всем мире признано обеспечение соблюдения правил дорожного движения. Нарушения правил практически во всех странах являются основной причиной ДТП. Установлено, что лица, регулярно не соблюдающие ПДД, становятся участником ДТП в 1,5-3 раза чаще, чем законопослушные водители.

По мнению специалистов и экспертов в сфере ОБДД, изменение поведения недисциплинированных водителей является одним из больших резервов повышения БДД и оно возможно лишь путем осознания ими высокой степени риска быть привлеченными к ответственности.

Наиболее активно работа по предупреждению противоправного поведения водителей ведется в Европе в связи с поэтапным декларирование цели – уменьшением числа погибших в ДТП людей. В этой связи важной составной частью этой работы стало совершенствование законодательства, связанное с усилением ответственности водителей за нарушения правил дорожного движения. При этом в основу многих поправок, внесенных, например, за рубежом в законы о дорожном движении, дорожные кодексы и другие законодательные акты, положен принцип использования экономических рычагов воздействия на участников дорожного движения. Считается, водитель должен осознать, что нарушать ПДД экономически не выгодно.

В последнее десятилетие законодательные нормы, ужесточающие санкции за нарушения правил дорожного движения, были приняты практически во всех странах, при этом во многих из них особое внимание стало уделяться водителям, систематически нарушающим правила дорожного движения и таким образом представляющим наибольшую угрозу безопасности движения.

За рубежом в течение долгого времени принимаются различные меры для предупреждения повторных нарушений правил дорожного движения, особенно самых серьезных из них. В основном известные в мировой практике меры предполагают учет совершаемых каждым водителем нарушений и отстранение от управления транспортными средствами злостных нарушителей. Распространение получили два вида систем учета повторных нарушений: с оценкой нарушений в баллах и без таковой. При этом в обеих системах степень общественной опасности допущенных водителем нарушений является решающим фактором, определяющим, сохранит он или нет свое водительское удостоверение. Опыт многих государств доказал, что перспектива лишиться права сесть за руль, совершив несколько нарушений, оказывает более сильное сдерживающее влияние на водителей, чем штраф даже значительного размера. В целом повторные нарушения рассматриваются как свидетельство пренебрежительного отношения водителя к требованиям безопасности, что требует не только его наказания, но и проведения определенной организационно-воспитательной работы.

Балльные системы оценки нарушений правил дорожного движения

Системы предупреждения противоправного поведения с помощью штрафных баллов признаны одним из наиболее эффективных способов воздействия на водителей. Несмотря на большое разнообразие таких систем, действующих в разных странах, сущность их повсеместно заключается в сведении основных нарушений в единую шкалу и начисление за них штрафных баллов в зависимости от тяжести или степени общественной опасности нарушения. Дополнительно к санкциям за каждое отдельное нарушение по мере набора водителями определенного числа штрафных баллов к ним применяются другие меры воздействия вплоть до временного лишения права на управление транспортными средствами.

Особенно большое внимание таким системам как методу предупреждения повторных нарушений со стороны водителей транспортных средств уделяется в европейских странах, причем наиболее активно бальные системы стали разрабатываться после принятия решения об уменьшении вдвое числа людей, ежегодно погибающих на дорогах.

Принципиально существуют два различных вида балльных систем оценки нарушений правил дорожного движения: накопительные и списывающие системы. Накопительные системы предполагают суммирование штрафных баллов, получаемых водителями, и применение к ним различных мер воздействия, когда сумма баллов достигает установленной величины.

Списывающие системы приняты в Испании, Италии, Люксембурге, Словении, Франции. Водитель заранее получает установленное законом количество баллов и в соответствии с имеющейся шкалой баллы с его «счета» снимаются. Полное исчерпание «счета» либо его уменьшение до определенной величины влечет правовые последствия для водителя.

В основном штрафные баллы установлены не за все виды нарушений, а только за наиболее серьезные. Перечень нарушений, учитываемых при балльных системах предупреждения противоправного поведения водителей на дороге, различен в разных странах.

Для учета полученных водителем (или снятых с него) штрафных баллов и в целом управления системами балльной оценки нарушений правил дорожного движения практически во всех странах созданы автоматизированные централизованные регистры.

Водителям значительного числа стран предоставляется возможность улучшить свое положение главным образом за счет окончания специальных платных учебных курсов по основам безопасности дорожного движения, направленных на корректирование их поведения на дороге (Венгрия, Германия, Испания, Корея, Латвия, Люксембург, Франция). В основном курсы являются государственными.

Подобное дополнительное обучение в Венгрии, Испании, Корее, Люксембурге, Франции исправляет состояние дел водителя на строго определенную величину баллов. В Германии величина, на которую сокращается количество набранных водителем баллов, зависит от их суммы. Кроме того, несколько баллов снимается, если водитель получит рекомендованные ему консультации у психолога.

В Великобритании дополнительное обучение не уменьшает суммы штрафных баллов. Однако суд при определении наказания за допущенное нарушение может на­править водителя на учебные курсы вместо прибавления к его счету нового числа штрафных баллов.

В некоторых странах (Испания, США, Чехия) определенное число штрафных баллов аннулируется, если водитель в течение установленного периода времени не совершает новых нарушений, причем в США и Чехии количество аннулированных штрафных баллов зависит от продолжительности правопослушного поведения на дороге.

Опыт многих стран свидетельствует, что введение системы штрафных баллов положительно влияет на аварийность и дорожно-транспортный травматизм.

Несмотря на большое сходство общих принципов действия балльных систем оценки нарушений правил дорожного движения, применяемых для предупреждения их повторного совершения, в каждом из государств такие системы имеют множество специфических особенностей.

Системы без выраженной в баллах градации нарушений по степени их общественной опасности

Наряду с балльной оценкой нарушений правил дорожного движения в некоторых странах разработаны иные системы воздействия на лиц, систематически нарушающих требования дорожного законодательства, с целью предупреждения противоправного поведения на дороге. В основном они очень близки к системам начисления водителям штрафных баллов. В некоторых странах (Австрия, Дания, Нидерланды) их даже называют балльными системами, хотя таковыми они все же не являются, поскольку в них не существует шкалы оценки разных видов нарушений неодинаковым числом баллов. Большее значение имеет сам факт неоднократности нарушений со стороны водителя транспортного средства. Второе или третье допущенное водителем нарушение признается свидетельством того, что он входит в категорию водителей высокой степени риска, не может быть допущен к участию в дорожном движении, а, следовательно, подлежит лишению права на управление транспортным средством.

В то же время, несмотря на отсутствие оценочной шкалы нарушений, их тяжесть или общественная опасность учитываются. В некоторых странах, например, в Австрии, Дании установлен перечень нарушений, повторное совершение которых влечет отстранение от управления автомобилем. В других - в частности, в Швейцарии ответственность водителя в виде лишения права на управление транспортным средством наступает в целом при определенном, но разном числе незначительных нарушений, нарушений средней тяжести и тяжких нарушений правил дорожного движения.

Подобный порядок предупреждения правонарушений со стороны водителей транспортных средств сходен с системами штрафных баллов еще и в том, что законодательно устанавливается срок, в течение которого допущенные водителем нарушения находятся на учете и, следовательно, новое нарушение признается повторным.

Так же как и балльные системы, оценки нарушений системы предупреждения повторных или систематических нарушений правил дорожного движения без штрафных баллов при наличии общих принципов.

Как следует из имеющейся практики применения указанных выше систем контроля за поведением водителя ТС на дорогах и применения различных форм балльных систем, штрафные баллы, как правило, устанавливаются не за все виды правонарушений, а только за наиболее серьезные. Перечень таких нарушений различен в разных странах, может содержать от 7 до 40, даже 60 составов правонарушений. В основном все они отнесены к так называемым опасным нарушениям ПДД, по мнению законодателя, приводящим к совершению ДТП с большой степенью вероятности наступления такого рода событий.

В то же время если прямо и откровенно оценивать ситуацию с квалификацией административных правонарушений, то следует признать, что юридическая наука пока не выработала достоверного представления о том, что действительно входит в их составы. Все это затрудняет обеспечение справедливости при применении административных санкций, а также сосредоточении силы закона на борьбе с наиболее опасными правонарушениями. Особую остроту приобретает данное положение при разграничении умысла и неосторожности при совершении противоправных действий. В этой связи представляется целесообразным в предстоящей программе по ОБДД на период до 2020 г. рассмотреть возможность подходов к решению этих проблем, исходя из наличия высоких технологий, в частности системы ГЛОНАСС, получающей достаточно широкое внедрение в сфере контроля за движением ТС, а также управления перевозочным процессом.

Кроме того, использование системы ГЛОНАСС в интересах ОБДД позволит достаточно технологично обосновать причины и условия совершения ДТП, влияние различных факторов, в т.ч. определить степень опасности развития аварийной ситуации в зависимости от совершения правонарушения, интенсивности и плотности транспортных потоков в различных дорожных условиях. Это также позволит уточнить составы правонарушений в случае внедрения указанных выше систем контроля за поведением участников ДД применительно к условиям дорожного движения на УДС Российской Федерации.

Перспективным направлением представляется использование навигационного оборудования ГЛОНАСС для контроля соблюдения водителями нарушений Правил дорожного движения, в том числе для установления вины водителя при совершении дорожно-транспортного происшествия.

Основным препятствием для такого применения ГЛОНАСС -технологий является точность фиксации координат. В настоящее время она составляет порядка 10 м. В ближайшей перспективе она должна быть увеличена до 5,5 м., а затем и до 2,8 м.

При этом следует отметить, что эта величина не является постоянной и может меняться от местности и времени. Более того, любые оценки погрешности определения географических координат приводятся, как правило, с вероятностью 0,95, т.е. примерно в 5% случаев погрешность может быть неконтролируемо большой. Как правило, это обуславливается конкретной электромагнитной обстановкой – наличие радиопомех, мощных передатчиков, радиолокационных устройств и т.п.

Естественно, такие данные не позволяют восстановить достоверную картину ДТП, которая может рассматриваться как юридически имеющая силу. Эти точности можно значительно улучшить, если использовать дифференциальный метод навигации, который реализуется с помощью контрольного ГЛОНАСС-приёмника, называемого опорной станцией. Этот приемник располагается в пункте с координатами, известными с высокой точностью. Сравнивая известные координаты с измеренными с помощью сигналов ГЛОНАСС, опорная станция вычисляет поправки, которые передаются потребителям по радиоканалу в заранее оговоренном формате. Аппаратура потребителя принимает от опорной станции дифференциальные поправки и учитывает их при определении координат транспортного средства.

Применительно к задаче расследования причины дорожно-транспортного происшествия дифференциальный метод можно применить, если в качестве опорной станции с известными координатами использовать зафиксированное место совершения ДТП.

Для практической реализации этого метода в бортовом приемнике необходимо запоминать исходные (не пересчитанные в географические координаты) радиосигналы, принятые с космических аппаратов навигационной системы. После совершения ДТП эти сигналы необходимо считать из памяти, задать точку совершения ДТП на схеме и с помощью компьютерной программы, повторяющей алгоритм обработки радиосигналов в приемнике ГЛОНАСС, методом «обратного отсчета» восстановить траекторию движения и скорость транспортного средства до момента, предшествующего дорожно-транспортному происшествию.

Если одновременно с такими данными в памяти бортового устройства запоминать показания некоторых детекторов состояния транспортного средства (обороты двигателя, тормозные усилия, светосигнальные устройства и т.д.), то создаются условия для полного и достоверного восстановления всех обстоятельств возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Первоочередным этапом внедрения такой системы следует считать ее использование на маршрутах движения общественного транспорта и массовых перевозок пассажиров, где предоставляется возможность не только оценить состояние с обеспечением безопасности движения на маршруте, но и правильно квалифицировать возникающие помехи, а также выявить объективную и субъективную сторону административного дорожно-транспортного правонарушения.

Представляется, что накопление такой информации позволит достаточно четко квалифицировать, в том числе с использованием количественных показателей, понятий «риска возникновения ДТП» или создания «аварийной обстановки».