Конференция «Безопасность пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом» в рамках V Международного форума «Безопасность на транспорте»

Доклад А.Н. Погребняка на тему «Программно-целевой подход к решению задач повышения безопасности дорожного движения».

Достигнутые позитивные результаты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения у нас в стране и во многих других государствах наглядно подтверждают обоснованность и актуальность решения проблемы транспортной безопасности программно-целевым методом.

В Российской Федерации необходимые мероприятия на федеральном уровне запланированы и реализуются в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», основу которой составляет положение о том, что обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

Приоритетными направлениями Программы определены:

• развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения;
• обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении;
• повышение уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, их активной и пассивной безопасности;
• развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий;
• развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
• совершенствование нормативно-правового, организационного и методического обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Основные направления отображены на слайде


В соответствии с данными направлениями в 2014 году выполнено 68 мероприятий из 72 запланированных. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил более 2,5 млрд рублей.

Софинансирование за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляет на 2014 год запланировано в объеме 1 млрд. 269 млн. рублей. Фактически софинансирование составило 3 млрд. 229 млн рублей, или в 2.5 раза больше запланированного.

Объемы софинансирования показаны на слайде


Основные количественные результаты реализации софинасируемых мероприятий за 2014 год выглядят следующим образом


- внедрено 1013 комплексов автоматического контроля и выявления нарушений правил дорожного движения;
- приобретены 1 млн. 270 тыс. комплектов учебного оборудования;
- приобретено более 151,6 тыс. светоотражающих элементов;
- установлено более 65 км пешеходных ограждений;
- обустроено 817 нерегулируемых пешеходных переходов;
- модернизировано 727 светофорных объектов.

Наблюдается достаточно тесная статистическая зависимость между объемом софинансирования и полученными результатами. Например, в 6 регионах, объем софинансирования в которых превысил 45-50 млн. руб. и более (Татарстан, Челябинская, Новосибирская, Кемеровская, Омская области и Хабаровский край) среднее снижение числа погибших превысило 10%. А в 12 регионах, которые вообще не участвовали в софинансировании (республики Башкортостан, Марий Эл, Хакасия, Чувашия, Алтайский край, Воронежская, Ивановская, Новгородская, Оренбургская, Самарская, Свердловская и Ярославская области) никакого снижения (в среднем) не достигнуто.

Конечно, здесь недопустима механистическая трактовка типа «вложил – получил». Но это очевидно отражает общее состояние дел с повышением безопасности дорожного движения в регионах и отношение к этой проблеме руководителей всех уровней и рангов.

Выполнен комплекс мероприятий по другим направлениям деятельности, предусмотренным Программой.

В рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» проводится научно исследовательская работа (НИР) по теме «Разработка механизма по установлению индивидуальных целевых заданий для субъектов Российской Федерации по снижению уровня дорожно-транспортной аварийности на период до 2020 года и закреплению субсидиарной ответственности федерального центра и субъектов Российской Федерации за достижение целей деятельности по обеспечению БДД» (Пункт 1 Приложения №7 ФЦП «ПБДД» в 2013-2020 годах»).

Результаты НИР служат совершенствованию управления ФЦП «ПБДД в 2013 - 2020 годах», призваны повысить эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти за счет индивидуального подхода к формированию мероприятий и установления целевых заданий на период до 2020 года применительно к конкретному субъекту Российской Федерации, исходя из состояния аварийности в нем, призваны обеспечить прогнозируемое стабильное финансирование, сделать его более прозрачным, осуществить закрепление субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации и федерального центра за достижение целей деятельности по обеспечению БДД. Разработанные материалы имеют практическую применимость в системе управления деятельностью по обеспечению БДД.

Определены прогнозные значения оценочных индикаторов и показателей, в том числе рассчитаны прогнозные значения целевых индикаторов и показателей Программы ПБДД в 2013 - 2020 гг. для всех субъектов Российской Федерации по каждому году до 2020 года, определены целевые задания по снижению количества погибших в ДТП, по снижению количества погибших в ДТП детей, по снижению транспортного и социального рисков.

Целевые задания по снижению количества погибших в ДТП, по снижению количества погибших в ДТП детей, по снижению транспортного и социального рисков в разрезе субъектов Российской Федерации и лет на период до 2020 года, а также фактические данные за 2014 год приведены на слайдах:

Целевые задания по снижению количества погибших в ДТП по годам и субъектам Российской Федерации


Целевые задания по снижению количества погибших в ДТП детей по годам и субъектам Российской Федерации:


Целевые задания по снижению транспортного риска по годам и субъектам Российской Федерации:


Целевые задания по снижению транспортного риска по годам и субъектам Российской Федерации:


Динамика снижения уровня аварийности в России, опережающая динамику других стран, демонстрирует, что в целом уровень безопасности на дорогах страны возрастает. Но транспортный и социальный риски все еще высоки и по этим показателям мы на 10-15 лет отстаем от стран с развитой автомобилизацией.

Кроме того, в рамках мероприятий Программы, значительное внимание уделено вопросам пропаганды безопасности дорожного движения, профилактике факторов риска, повышению уровня самосознания и грамотности населения в знании правил дорожного движения, особое внимание уделено проблематике детской безопасности и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

С использованием наиболее действенных каналов коммуникаций –радио, телевидение, Интернет, печатные СМИ организуются пропагандистские мероприятия с целевыми группами населения.

Для достижения целей ФЦП важно реорганизовать систему государственного управления в сфере БДД.

Фактически необходимо дополнить сформировавшуюся «вертикаль власти» в сфере БДД «горизонтальным управлением» и «горизонтальным планированием», когда и регионы, и муниципалитеты становятся заинтересованными сторонами в решении проблем повышения БДД.

Тем самым в стране должна быть сформирована национальная система обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивающая эффективное взаимодействие органов власти всех уровней, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, научных и экспертных организаций.

Такая система будет в состоянии отвечать на современные вызовы, связанные с совершенствованием техники и технологий по управлению дорожным движением, по безопасности пешеходов, по современным средствам оказания медицинской помощи пострадавшим и их реабилитации.

В результате смертность и травматизм на дорогах должны быть сокращены до среднего уровня, характерного для развитых стран с уровнем автомобилизации 300-500 единиц транспорта на 1 тыс. населения.

Сложность проблемной ситуации заключается в том, что решение этой задачи не может обеспечиваться только мероприятиями программ с целевым финансированием.

Достижение поставленных целей должно обеспечиваться планированием и реализацией разных групп мероприятий – в том числе выполняемых в рамках планов и программ, смежных с безопасностью дорожного движения

Соответственно комплекс плановых документов в сфере безопасности дорожного движения должен включать:


• долгосрочные стратегии действий, в которых содержатся укрупненные направления деятельности с мероприятиями рамочного характера;
• комплексные координационные программы и планы, мероприятия которых финансируются из разных источников и охватывают все органы исполнительной власти, общественные организации, предприятия, организации и фирмы независимо от форм собственности;
• целевые программы, в которых содержатся мероприятия, на реализацию которых выделяется целевое финансирование.
Основными критериями для отбора важнейших направлений действий по повышению безопасности дорожного движения являются:
• практическая реализуемость в условиях изменений в системе государственного управления, реформирования правоохранительной системы и высокого уровня коррупции;
• эффективность воздействия предлагаемых мер на снижение смертности в результате ДТП;
• возможности государства по финансированию реализации планируемых мер.

Крайне важно использовать открывающиеся возможности в связи с развитием информационных технологий, значительно повышающих эффективность административных процессов, сокращающих временные затраты, повышающих удобство для пользователей государственных услуг.

В ходе реализации мероприятий по ПБДД должны проводиться постоянный мониторинг (в том числе в форме общественного контроля), корректировки по результатам мониторинга, уточнение целевых показателей и затрат с учетом выделяемых средств.

Исключительно важен общественный контроль за используемыми бюджетными средствами в целях обеспечения максимальной прозрачности финансовой деятельности и исключения любых спекуляций по поводу «коррупционных схем».

Основной целевой показатель Программы - число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях за 2014 год – составил 26850, что на 1,5% ниже оптимистичного прогноза. Также с превышением Программа реализуется по индикаторам - число погибших детей, транспортный и социальный риски.

В качестве заключения можно утверждать, что программно-целевой подход к постановке задач по повышению безопасности дорожного движения позволит создать взаимоувязанную систему направлений деятельности и детализирующих их программных мероприятий по ОБДД, выстроить прозрачную пирамиду «вклада» каждого из них в достижение целевых ориентиров снижения аварийности к 2020 году.

Скачать презентацию