Реализация программы

Экспертное заключение по изменениям, предложенным Минтрансом РФ:

«О внесении изменений в постановление Совета Министров –

Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.»

В Пояснительной записке к обсуждаемой редакции изменений Минюста РФ в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. (далее - в «Правила дорожного движения»), не сформулированы важнейшие проблемы, возникшие в результате появления на дорогах и тротуарах средств индивидуальной мобильности (СИМ), соответственно эти проблемы не нашли своего решения в предложенных изменениях.

При этом, приведенный в Пояснительной записке международный опыт законодательного регулирования использования СИМ, полностью противоречит предложенным Минтрансом РФ изменениям: движение по тротуарам личных транспортных средств с использованием двигателя в Европе будет категорически запрещено, на дорогах с активным пешеходным движением - максимальная скорость личных транспортных средств будет снижена до 8 км/час. В городах для движения личных транспортных средств должны использоваться велодорожки и велосипедные полосы, при отсутствии которых разрешается движение по дорогам, на которых действует ограничение скорости не более 50 км/ч; при этом максимальная скорость движения личных транспортных средств будет 20 км/ч.

Предложенные поправками Минтранса ограничения и разрешения передвижения СИМ не имеют обоснования их влияния на безопасность дорожного движения. Учитывая, что в прошлом году в России зафиксировано нескольких погибших и десятки пострадавших от столкновения с СИМ, предложенные изменения способны ухудшить безопасность на дорогах, в первую очередь, безопасность пешеходов и лиц, управляющих СИМ.

В частности, в проекте изменений в ПДД:

1. Отсутствует обоснование разрешению СИМ двигаться по тротуарам, велодорожками пешеходным зонам со скоростью 20 км/час (но только при наличии пешеходов, а без пешеходов скорость не ограничена), с точки зрения обеспечения безопасности пешеходов и других участников дорожного движения.

Не произведено исследований:

- о средней ширине тротуаров в населенных пунктах России (кроме г. Москва) и отдельно в г. Москва, т.к. ширина тротуаров в большинстве городов не позволяет совместить СИМ с пешеходами;

- об интенсивности и плотности пешеходных потоков на тротуарах в часы пик;

- не исследована длина остановочного пути для СИМ с гироскопической стабилизацией и длина тормозного пути для электросамокатов. Не проведены краш-тесты для оценки последствий наездов СИМ на пешеходов на тротуарах;

- не определена на основе краш-тестов безопасная для окружающих и лиц, управляющих СИМ, скорость движения СИМ: отдельно для электросамокатов и для СИМ с гироскопической стабилизацией.

2. Изменения разрешают лицам, управляющим СИМ, в том числе детям старше 14 лет, двигаться по обочине, т.е. в непосредственной близости от автомобилей, со скоростью до 60 км/час Пунктом 24.2.1 изменений разрешается движение всем типам СИМ по обочине в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним, пешеходной зоне или по проезжей части велосипедной зоны) со скоростью не более максимально разрешенной скорости на участке дороги.

Так как, согласно техническим паспортам СИМ, их максимальная скорость составляет от 25 до 80 км/час, изменения способны резко ухудшить безопасность водителей автомобилей и лиц, управляющих СИМ, создать множество аварийных ситуаций на дорогах.

3. К СИМ, наряду с электросамокатами, отнесены средства передвижения, использующие гироскопическую стабилизацию (гироскутеры, моноколеса и сегвеи), у которых о отсутствует руль и которые не могут обеспечить экстренного торможения, а также роликовые коньки и скейтборды которые особо чувствительны к неровностям дорожного покрытия. Такое объединение абсолютно не обосновано, т.к. эти средства передвижения требует разных ограничений и разрешений, по скорости и месту передвижения.

4. Поправки предлагают приравнять лиц, управляющих СИМ, в части гражданской ответственности, к пешеходам. В этом случае, ответственность лиц, управляющих СИМ за нанесенной вред здоровью и жизни пешеходов и других участников дорожного движения, будет чисто символической, неадекватной нанесенному вреду, что не сможет быть стимулом к безопасному управлению СИМ.

Отсутствует ответственность лиц, управляющих СИМ за оставление места наезда, за неоказание помощи потерпевшему, за невызов «Скорой помощи», что не соответствует принципу обязательности гражданской ответственности участников дорожного движения. В Европейских странах СИМ являются транспортными средствами, и гражданская ответственность лиц, управляющих ими, аналогична ответственности водителей транспортных средств.

5. Предложенное определение понятия «средство индивидуальной мобильности», противоречит определениям, имеющимся в тексте Правил дорожного движения (ПДД), что делает ПДД похожим на, документ, продвигающий корпоративные интересы, в то время как ПДД – основной документ, обеспечивающий безопасность на дорогах.

В частности:

- Поправки определяют «Средство индивидуальной мобильности» как устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека…», что полностью соответствует имеющемуся в ПДД определению "Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.»

- Поправки причисляют электросамокаты к СИМ в то же время, большая часть электросамокатов подпадает под определение «Мопед» - двух - или трехколесное механическое транспортное средство, … имеющее двигатель внутреннего сгорания … или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт».

6. Поправки предусматривают требования, которые заведомо невозможно администрировать и даже просто контролировать – это ограничение скорости СИМ на тротуарах до 20 км/час. СИМ с гироскопической стабилизацией, роликовые коньки и скейтборды не могут быть оборудованы спидометрами, а полиция не имеет радаров для определения скорости лица, управляющего СИМ и двигающегося в потоке пешеходов. Также, полиция не имеет возможности догнать нарушителя, чтобы наложить штраф.

7. Поправки дают лицам, управляющим СИМ, необоснованные привилегии. Указанные лица имеют право двигаться в жилых зонах и во дворах со скоростью 20 км/ч, как и водители Механических транспортных средств (МТС). Но право передвижения по двору или жилой зоне у водителей МТС подтверждается наличием водительских прав, навыками и подкрепляется высокой ответственностью, а для лиц управляющих СИМ это право не подтверждается ни знаниями, ни доказанными навыками передвижения и не подкрепляется высокой ответственностью (ответственность - как у пешехода). Лицо, управляющее СИМ имеет возможность скрыться с места наезда без последующей ответственности, в то время как ответственность за причиненный вред жизни третьим лицам для водителя МТС - до 12 лет лишения свободы.

8. Поправками предусмотрены неисполнимые требования, в частности, «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, у средств индивидуальной мобильности, используемых для передвижения, должны быть включены фары и (или) фонари (при их наличии), а при их отсутствии фонари должны быть включены у лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности». Таким образом, у лица, управляющего СИМ (например, управляющего скейтбордом, роликовыми коньками и другими СИМ, не имеющими фар и фонарей), в темное время суток должны быть как минимум 2 фонаря. Как эти фонари нужно крепить, как держать, куда эти фонари должны светить, как обеспечить стабильную направленность их света (например, при движении на скейтборде), чтобы не ослеплять пешеходов и водителей, в предложенных изменениях не объясняется.

9. Изменениями предусмотрены абстрактные требования, которые необходимо уточнять. Например, предусмотрено, что «в жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.» Возникает вопрос: как можно реализовать преимущество не создавая помехи, как отличить обоснованные помехи от необоснованных. Требования ПДД должны быть понятны без дополнительных разъяснений.

Предлагается: отклонить подготовленный Минтрансом РФ проект «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.» (https://regulation.gov.ru/p/99009)

Считаем целесообразным поручить МВД России разработку новой редакции изменений, касающихся регулирования передвижения средств индивидуальной мобильности, так как именно МВД России отвечает за безопасность дорожного движения.

В.С. Соколов. Председатель МОД «Союз пешеходов»