Зарубежный опыт

Проблема с обеспечением безопасности движения возникла с появлением первых автомобилей. В России еще в 1912 г. были введены «Обязательные постановления о порядке движения по городу Москве автоматических экипажей» — прототип будущих правил движения. В этом документе отмечалось, что «управляющему автоматическим экипажем вменяется в обязанность устанавливать, сообразуясь с обстоятельствами, такую скорость, которая не могла бы служить причиной несчастных случаев и нарушений уличного движения. Во всяком случае, скорость для экипажа, вес которого с предельной нагрузкой более 350 пудов, не должна превышать 12 верст в час, безразлично, двигается ли он нагруженным или порожним; для прочих экипажей скорость не должна превосходить 20 верст в час». В последствии предел скорости постепенно повышался и уже в 1929 г. приказом НКПС от 6 ноября было установлено, что «предельная скорость движения на легковых машинах и мотоциклах в городах и при проезде через населенные пункты не должна превышать 40 км/ч, для грузовиков на пневматиках — 30 км/ч и на грузошинах — 20 км/ч. В 1933 г. Цудортрансом были изданы правила движения, которые определяли следующие максимальные скорости в городах.

Для легковых автомобилей и мотоциклов

50 км/ч

Для грузовых автомобилей и автобусов

40 км/ч

Для тягачей с прицепами

25 км/ч

В дальнейшем в новых типовых Правилах дорожного движения введенных в действия в 1957 г. и в первых единых в СССР правилах действующих с 1 января 1961 г. ограничение скорости движения устанавливались лишь в городах и населенных пунктах – 60 км/ч. В настоящее время в нашей стране действуют ограничения скорости,  введенные с 1 января 1976г. Такому решению способствовала необходимость снизить не только уровень аварийности, но и уменьшить расход топлива. Проведенные ВНИИБД МВД СССР исследования подтвердили правильность ограничения максимального ограничения скорости на двухполосных дорогах  в стране до 90 км/ч ( Рис.1). Приведенные зависимости свидетельствуют о существенном росте погибших, начиная со скоростей движения 90км/ч.

Существенная тяжесть последствий ДТП при высоких скоростях привела к тому, что правительства многих западных стран еще в 60-70 годы признало необходимым в срочном порядке решать проблему скорости движения и прежде всего  в населенных пунктах. В настоящее время практически во всех странах Европы, в городах и населенных пунктах скорость ограничена 50 км/ч. Такой подход при соответствующей политической поддержке со стороны государственных органов позволил дорожной полиции повысить безопасность дорожного движения, ослабить воздействие на экологию и снизить расход топлива.

Рис. 1. Зависимость количества ДТП и погибших от скорости движения автомобилей:<br />I-количество ДТП; 2-количество погибших

Исследованиями Медицинского центра г. Гарш (Франция), специализирующегося на дорожно-транспортной травматологии было установлено, что при наезде автомобиля на пешехода при скорости 20 км/ч он чаще всего получает легкую контузию, при скорости 20—30 км/ч — контузию без тяжких последствий, при скорости 30—40 км/ч возможны случаи инвалидности и летального исхода, при скорости 40—50_км/ч эти случаи учащаются, при скорости 55 км/ч летальный исход практически неизбежен ( Рис.2).

Принятые меры по снижению скорости позволили заметно сократить число пострадавших в ДТП, причем следует отметить, что использовались и другие пути сокращения аварийности.

Рис.2 Вероятность смертельной травмы для пешехода при наезде на пешехода

К числу таких мер относились: зональные ограничение скорости с использованием принудительных средств;

устройство пешеходных и жилых зон, зон успокоения; устранение необоснованных препятствий для движения пешеходов.

Все это позволило существенно сократить уровень аварийности. На рис. 3 представлены данные аварийности с участием пешеходов в 1976г. и 2004г., которые свидетельствуют о значительном снижение погибших за этот период, несмотря на увеличение транспортных средств. Опытные данные  показывают, что добиться этого результата удалось во многом благодаря ограничению скорости движения.

Учитывая положительные результаты в европейских странах все более находит практика введения зональных ограничений скорости движения. Так, действующая в Нидерландах программа обеспечения безопасности движения предусматривает создание зон с ограничение скорости 30 км/ч на 50% потенциальной протяженности дорог, где в 1986 г. только 5% городских дорог имели ограничение скорости 30 км/ч, в 1996 г. – уже 16%, а в 2002 г. – 50%. Значительное увеличение числа зон с ограничением скорости 20 км/ч – составная часть аналогичной программы Великобритании на период до 2010 г.

Рис.3 Изменение числа погибших пешеходов в ряде стран в 1976 и 2004 гг.