Международная организация по перевозке скоропортящихся продуктов в условиях контролируемых температур (Transfrigoroute Europe)

Создание и цели

Потребность в транспортировке пищевых продуктов, требующих при перевозке условий регулируемых температур, постоянно возрастает в связи с быстрым изменением в структуре потребления пищевых продуктов во всех регионах мира. В целях удовлетворения этих потребностей организуются между¬народные холодильные цепи, которые требуют от всех их участников (перевозочных предприятий, складов, таможенных и портовых организаций и т. д.) четкого сотрудничества, так как преимущество автомобильной перевозки — это ее быстрота, бесперегрузочная перевозка «от двери до двери» и тем самым в уменьшении порчи грузов и сокращении времени пребывания их в пути.

В связи с увеличением потребности в перевозке этого вида продукции перед автомобильным транспортом поставлены высокие требования: с одной стороны, технические, с другой — административные и организационные по выполнению строгих санитарных, ветеринарных и других предписаний, введенных в отдельных странах.

Стремление содействовать облегчению перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, обеспечению высокого технического уровня автотранспортных средств, достижению единообразных предписаний в перевозочных документах, технических требованиях при международных перевозках обосновывало создание международной организации, представляющей интересы организаций и фирм, занимающихся автомобильной перевозкой продуктов, требующих регулируемой температуры.

Трансфригорут Европа была создана 25 марта 1955 г. по рекомендации Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и при участии МСАТ следующими странами: Австрией, Бельгией, Нидерландами, Испанией, ФРГ и Францией. Организация работает в тесном контакте и под руководством МСАТ в целях применения всех средств для развития профессионального автомобильного транспорта по перевозке скоропортящихся грузов, совершенствования специализированного транспортного оборудования, а также объединения в международном плане физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии этого вида транспорта. Кроме того, целями Трансфригорут Европа являются: способствование решению экономических, социальных, юридических и технических проблем в области этого вида транспорта по распределению информации, обмену опытом, регулированию условий труда; разработка дополнений к Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), относящихся к вопросам транспортировки скоропортящихся грузов, а также соответствующих изменений к международному коносаменту CMR; разработка технических рекомендаций для производителей холодильного транспортного оборудования и приборов.

Трансфригорут Европа дает советы международным организациям и национальным ведомствам, информирует другие области экономики и общественность о роли, значении и преимуществах перевозки продуктов при регулируемой температуре, содействует развитию сотрудничества между своими членами путем двух- и многосторонних договоров.

Кроме вышеупомянутого, Трансригорут Европа поставила целью заниматься, помимо проблематики перевозок продуктов при регулируемой температуре, вопросами перевозок всех пищевых продуктов. Сюда относится, например, перевозка жидких пищевых продуктов в цистернах.

Членство

Членами организации могут быть фирмы, производящие специализированные подвижные составы и дополнительное оборудование, выпускающие упаковочные средства, а также предприятия, имеющие рефрижераторные склады, предоставляющие техническую помощь, и другие фирмы.

Уставом организации предусмотрено две категории членства: действительные члены и консультативные.

Действительными членами могут быть национальные ассоциации и специализированные предприятия по перевозке скоропортящихся грузов. Если в одной стране имеется не менее трех специализированных предприятий по перевозке скоропортящихся продуктов, создание такой национальной ассоциации обязательно. При меньшем количестве перевозчиков они могут стать индивидуальными действительными членами. Действительными членами являлись национальные ассоциации следующих стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, ВНР, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, ПНР, Португалии, Турции, Финляндии, Франции, Германии, Чехии, Швейцарии, Швеции, а индивидуальные действительные члены представляли страны: Кипр, Ирландию, Израиль, ЮАР, Тунис.

Консультативными членами могут быть промышленные фирмы, производящие технические средства (холодильные установки, упаковку и упаковочные материалы и контейнеры и т. п.) для перевозки скоропортящихся грузов в охлажденном состоянии. Консультативные члены могут быть только членами Технического консультативного комитета, где и имеют право голоса. Число консультативных членов Трансфригорут Европа превышает 600.

Любой кандидат, желающий стать действительным или консультативным членом, должен представить в Секретариат письменную заявку с рекомендацией национальной ассоциации с указанием данных о транспортных средствах, находящихся в распоряжении владельца транспортного предприятия, его связях с МСАТ (для действительных членов) и данных о специализированном производстве транспортных средств, оборудования, вспомогательных принадлежностей и материалов (для консультативных членов).

Решения по заявкам на принятие в члены принимаются Административным комитетом большинством в 2/3 голосов.

Структура

Высшим органом организации является Ассамблея делегатов, которая определяет генеральную политику, решает все основные вопросы в соответствии с целями организации, вносит изменения в свой Устав. В Ассамблее делегатов имеют право голоса только действительные члены.

Ассамблея делегатов проводится один раз в год (по возможности до 31 августа). Обычно на Ассамблее рассматриваются вопросы выбора президента, вице-президентов, почетного президента, финансового контролера, принятия новых членов, утверждаются финансовый и балансовый отчеты, отчет финансового контролера и бюджет. Она также принимает решения о размерах взносов действительных и консультативных членов, установлении связей с другими организациями, изменении Устава и правил процедуры и т. п. Решения Ассамблеи принимаются относительным большинством голосов, причем число голосов пропорционально числу транспортных средств, за которые платится взнос.

Президиум — исполнительный орган Ассамблеи, он осуществляет все административные функций организации и руководит работой Административного комитета. Президиум состоит из президента, который выбирается из членов Административного комитета сроком на 3 года, почетного президента, выбираемого Ассамблеей делегатов, двух вице-президентов, выбираемых Ассамблеей делегатов сроком на 3 года, третьего вице-президента, выбираемого из оставшихся членов Административного комитета, консультантов, назначаемых Административным комитетом. Президиум назначает и смещает лиц, имеющих административные функции, готовит предложения по бюджету, финансовым обязательствам, управлению имуществом, сбору взносов, вложению, средств и т. д. для представления в Административный комитет; осуществляет публикацию решений, выработанных организацией, назначает, лиц уполномоченными представителями организации с правилами доверенного лица. Президиум заседает по созыву президента не менее двух раз в год и в любом случае — перед каждым заседанием Административного комитета. Все решения Президиума принимаются простым большинством голосов, при этом только президент, почетный президент и 3 вице-президента имеют право голоса. Консультанты присутствуют на всех заседаниях Президиума.

Административный комитет разрабатывает планы работы организации, представляет предложения международным организациям и осуществляет руководство финансовой деятельностью. Он состоит из представителей действительных членов (национальных ассоциаций). Страны, где нет национальной ассоциации, представляются в Комитете одним из индивидуальных действительных членов. Члены Комитета являются официальными представителями Трансфригорут Европа в стране, которую они представляют.

Административный комитет заседает не реже одного раза в год перед Ассамблеей делегатов. Его созывает президент, который и председательствует на заседании. Комитет может принимать решения только в случае присутствия не менее 50% его членов или уполномоченных представителей. Члены Административного комитета могут назначать доверенное лицо для участия в заседаниях от их имени. Каждая страна, являющаяся действительным членом, имеет в Административном комитете 1 голос.

Технический консультативный комитет, состоящий из представителей организаций консультативных членов (конструкторов двигателей, оборудования и приборов, изготовителей упаковочного материала, холодильников и различных других экспертов), изучает все вопросы, относящиеся к развитию технических средств, связанных с транспортировкой скоропортящихся грузов.

Руководит работой Технического консультативного комитета руководящий Комитет, состоящий из председателя и пяти членов-консультантов. Кроме того, имеется Комитет экспертов, председателем которого является президент Технического консультативного комитета. Он имеет двух вице-председателей и не менее 10 членов-консультантов.

Генеральный секретариат проводит в жизнь решения, принятые Ассамблеей, Президиумом, Административным комитетом, осуществляет все административные и представительские функции организации, а также связь с МСАТ и другими международными организациями.

Финансирование

Финансовые средства, необходимые для работы организации, формируются за счет членских взносов.

Хозяйственный и финансовый годы совпадают с календарным годом. Величина взносов устанавливается Ассамблеей делегатов по предложению Административного комитета простым большинством голосов присутствующих членов или их представителей. Платеж взносов производится не позднее 30 апреля. По истечении этого срока сумма взноса увеличивается на 10%. Ежегодный взнос за текущий год и вступительный взнос должны выплачиваться сразу после принятия в члены организации. Взносы выплачиваются в валюте страны, в которой находится руководство организации, или в другой валюте с разрешения Административного комитета.

Практическая деятельность

Трансфригорут Европа большое внимание уделила разработке системы, цель которой — облегчение перевозок пищевых продуктов, требующих регулируемой температуры, путем унификации технических предписаний к рефрижераторным транспортным средствам. В результате работы Технического консультативного комитета были выпущены так называемые «зеленые карточки» Трансфригорут Европа, которые выдавались только тем транспортным средствам, которые полностью выполнили строгие технические условия, предписанные организацией.

В конце 60-х годов возникла необходимость юридического урегулирования перевозок скоропортящихся грузов. Под эгидой Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН было разработано Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), и открыто для подписания 1 сентября 1970 г. Соглашение является основным документом, регламентирующим условия международных перевозок скоропортящихся грузов, и в его основе лежат строгие предписания, опыт по перевозке и технологии, полученные из многостороннего сотрудничества членов Трансфригорут Европа за ряд лет. Соглашение вступило в силу 21 ноября 1976 г. Членами являются: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Болгария, Польша, Россия, США, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция и др.. Соглашение СПС регулирует перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом, а также комбинированные перевозки обоими видами транспорта. Оно содержит 20 статей и многочисленные приложения, где определены типы и нормы специальных транспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов; методика и порядок проведения измерения и контроля соответствия установленным нормам специальных транспортных средств; оформление результатов измерения и контроля соответствия нормам специальных транспортных средств; форма свидетельств о соответствии установленным нормам специальных средств; температурные условия, которые должны соблюдаться при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, и др.

Трансфригорут Европа проводит многосторонние консультации по проведению основных исследований по всем проблемам, связанным с перевозкой пищевых продуктов при регулируемой температуре, для правительств, международных учреждений и организации МСАТ и создает более тесные связи между национальными ассоциациями; здесь определяется политика представительства перевозчиков, занимающихся транспортировкой скоропортящихся грузов, защищаются их интересы перед национальными властями, разрабатываются рекомендации и резолюции, способствующие улучшению условий работы этих перевозчиков.

Международные конгрессы Трансфригорут Европа являются репрезентативным форумом, на который приглашаются представители правительств и профессиональных транспортных ассоциаций, промышленных предприятий и специализированных перевозочных предприятий. Они созываются каждые 2 года.

На конгрессах разрабатываются и принимаются программы действий, определяющие деятельность организации на ближайшие 2—3 года. В повестку дня конгрессов также включен Технический форум, на котором представителями перевозчиков, производителей и других организаций обсуждаются вопросы технического решения современного подвижного состава типа «Европа», экономии энергии, технических параметров изоляционных материалов, развития холодильных установок, новых технических решений, обеспечивающих уменьшение вредных действий холодильных установок на окружающую среду, и т. д.

Трансфригорут Европа постоянно стремится к более полной либерализации международных перевозок скоропортящихся грузов и в этих целях правительствам и национальным ведомствам представляет предложения, направленные на упрощение, ускорение и внеочередное проведение формальностей на пограничных переходных пунктах, а также упрощение любых формальностей при перевозке: улучшение условий в области контроля личных документов, таможенного оформления грузов, фитосанитарного и ветеринарного контроля; отмену ограничений движения рефрижераторных транспортных средств в выходные и праздничные дни или на обеспечение более благоприятных условий; разработку документа «Фригокард», который учел бы положения Соглашения СПС и Конвенции МДП.

Важной задачей Трансфригорут Европа является организация международной технической и юридической помощи, предоставляемой владельцами рефрижераторных транспортных средств и грузов. В рамках МСАТ уже действует система технической помощи — так называемая AMI-M и Трансфригорут Европа на ее основе организует свою систему с привлечением производственных фирм, ремонтных мастерских, рефрижераторных складов, портовых организаций, страховых компаний и т. д.

Связь с другими международными организациями

Руководящие лица МСАТ и Трансфригорут Европа являются членами обеих организаций. Консультативный статус МСАТ в Комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН дает возможность представителям Трансфригорут Европа как членам делегации МСАТ участвовать в работе КВТ ЕЭК ООН, прежде всего в работе групп экспертов, занимающихся вопросами перевозок скоропортящихся грузов, в том числе совершенствования, дополнения и изменения Соглашения СПС. В целях координации деятельности обеих организаций создается Координационная комиссия.

В апреле 1979 г. ФАО признала статус официального наблюдателя Трансфригорут Европа, а в мае 1981 г. ее включили в список организаций, получивших консультативный статус в ЭКОСОС.

Трансфригорут Европа поддерживает тесные контакты с ЕЭС через комитеты связи МСАТ в Брюсселе, Международным институтом холода, Международным бюро по контейнерам, ФИА, ИСО, Европейской федерацией по эксплуатации холодильных складов, Ассоциацией производителей замороженных и глубокозамороженных продуктов и т. д.

Официальные языки и публикации. Официальные языки организации французский и немецкий, другие языки могут быть использованы при условии обеспечения перевода на официальные. Документы организации публикуются на обоих официальных языках.

Организация издает различные технические и экономические правила и наставления, технические описания по холодильным, калориферным, изотермическим силовым установкам, методам расчета тепловой мощности этих установок, внутреннего покрытия рефрижераторов и теплоизоляции, регуляторов температуры, оборудованию для средств транспортировки скоропортящихся грузов. Издаются также ежегодники (Annuaire) и информационные листки (Lettre d’information de Transfriroroute Europe).