Международная автомобильная федерация (ФИА) Federation internationale de l’automobile (Organization Mondiale) — FIA

Создание и цели

Организация была создана в 1904 г. 13 автомобильными клубами Европы и Америки. В настоящее время она объединяет более 213 национальных автомобильных клубов и ассоциаций 130 стран пяти континентов, членами которых состоят более 100 млн. автомобилистов. ФИА создана с целью развития автомобилизма и защиты его материальных и моральных интересов, способствования развитию международного дорожного движения и автотуризма, регламентирования развития автомобильного спорта, издания общих правил относительно организации и проведения автомобильных соревнований, усиления и улучшения работы национальных автомобильных клубов и ассоциаций, исполнения судебной власти при регулировании спорных вопросов исключительно спортивного порядка, возникающих при организации или проведении автомобильных соревнований.

Членство

В организации предусмотрены две категории членства: полноправные члены, имеющие право толоса, и ассоциированные. Полноправными членами могут быть национальные автомобильные клубы или национальные автомобильные ассоциации, но не более одного члена от каждой страны. Деятельность полноправного члена должна, как правило, распространяться на всей национальной территории и охватывать дорожное движение, туризм, защиту законных интересов автомобилистов и автомобильный спорт. Кроме того, он должен получить право от ФИА на исполнение спортивных полномочий.

Ассоциированным членом может быть любая международная ассоциация, сотрудничество с которой Генеральная ассамблея ФИА по рекомендации Комитета признает желательным и полезным, и лица, которых по предложению Комитета ежегодная Генеральная ассамблея удостоит звания почетного президента или почетного члена ФИА или ее комиссий. Клуб или ассоциация, желающая вступить в ФИА, должна послать в Секретариат заявление о вступлении, подписанное президентом и одним из членов Правления. К заявлению прилагаются два экземпляра Устава и список членов Правления клуба (ассоциации), а также информация, которую у них могут запросить.

В настоящее время членами Федерации являются автомобильные клубы и ассоциации 130 стран. СССР и затем Россия являются активными членами ФИА, В Россия в настоящее время активно работают: Российская Автомобильная Федерация, Российская Федерация автомобильного спорта и туризма, Российское общество автомобилистов, Ассоциация автомобильных клубов. Многие года вице-президентом ФИА был ректор МАДИ проф. Л.Л.Афанасьев.

Структура

Руководящие и исполнительные органы Федерации: Генеральная ассамблея, Комитет, Бюро комитета, международные постоянные комиссии (по туризму, дорожному движению, таможенным формальностям, по спорту), Международный арбитраж и Секретариат. Каждая комиссия избирает президента.

Генеральная ассамблея — высший орган организации, состоит из делегатов от автомобильных клубов или ассоциаций, возглавляемых президентом или его представителем.

Комитет федерации — это президент ФИА, 32 члена, избранные Генеральной ассамблеей, 8 из которых вице-президенты, и в случае необходимости дополнительно кооптированные 3 члена. При выборах в Комитет учитывается принцип географического представительства.

Бюро комитета — это президент и 7 вице-президентов, а также президент Международной федерации автомобильного спорта (ФИСА) по должности.

Президент избирается на 3 года Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, представленных автомобильными клубами или ассоциациями-членами, и может быть пере¬избран. Вице-президенты избираются также на 3 года из членов Комитета. Они меняются: 2 чел. После первых двух лет и 5 чел. — после третьего года и могут быть переизбраны. Все 7 вице-президентов должны быть представителями разных национальностей.

Международные постоянные комиссии избираются из числа действительных и ассоциированных членов сроком на 3 года, 1 из них переизбирается через год. Каждая комиссия состоит из 18 членов (1 чел. на одну страну). Комиссия возглавляется президентом и имеет трех вице-президентов, которые образуют Бюро комитета.

Кроме того, в составе Федерации имеется Международная федерация автомобильного спорта (ФИСА), состоящая из действительных и ассоциированных членов, занимающихся международной спортивной деятельностью. Руководит работой ФИСА Исполнительный комитет из 21 чел. 19 из них — лица разных национальностей и исключительно представители шести крупнейших стран-производителей автомобилей и проводящих спортивную работу. Эти страны должны отвечать следующим требованиям: годовое производство не менее 1 млн. автомобилей и организация не менее 10 международных соревнований в год в течение последних трех лет или организация в год пяти международных соревнований и одного идущего в зачет чемпионата мира в течение последних трех лет. Исполнительный комитет возглавляют президент и 6 вице-президентов. Президент избирается на 3 года и может быть переизбран.

Для обеспечения работы ФИСА создаются специализированные комиссии и рабочие группы, прикрепленные либо к какой-нибудь комиссии, либо непосредственно к Комитету. Президенты и члены комиссий ФИСА избираются ежегодно на пленарной Конференции ФИСА по предложению Исполнительного комитета и могут быть переизбраны.

В настоящее время в составе ФИСА работают следующие комиссии: международная — по картингу, по Положениям (переустройство спортивного кодекса), техническая, по ралли (правила и безопасность), по трассам (правила и безопасность), календарная, производителей автомобилей, организационная и антикварных автомобилей.

Международная федерация автомобильного спорта обладает определенными автономностью и самостоятельностью: она имеет свою штаб-квартиру, Секретариат, свой бюджет, самостоятельно осуществляет финансовую деятельность и т, д.

Международный арбитраж — это 15 действительных членов разных национальностей и 15 замещающих тех же национальностей. Они составляют международную коллегию, занимающуюся одновременно спортивными и юридическими вопросами, избираются на 3 года по предложению Комитета ФИА и Исполнительного комитета ФИСА; 1/3 постоянных членов и 1/3 их заместителей могут обновляться Генеральной ассамблеей ежегодно.

Секретариат ФИА, которому адресуется вся переписка, состоит из генерального секретаря и казначея, занимающихся текущими вопросами под началом президента. Генеральный секретарь одновременно является главой Секретариата, всех органов ФИА и ответствен за координацию деятельности с Секретариатом ФИСА, который информирует его о своей работе.

Для руководства и контроля за финансовой деятельностью ФИА избирается финансовый комитет — 5 чел. Председателем комитета является один из вице-президентов ФИА.

Финансирование. Источники поступления в бюджет организации — ежегодные членские взносы, доходы и проценты от движимого и недвижимого имущества, которым может владеть ФИА, любые сборы и налоги, вводимые ею. Размеры членских взносов устанавливаются на ежегодной Генеральной ассамблее. Взносы должны уплачиваться до 31 марта каждого года. Финансовый год на¬чинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Финансовый комитет ежегодно представляет на одобрение Генеральной ассамблее финансовый отчет за прошедший год и проект бюджета на предстоящий год.

Практическая деятельность

Практическая деятельность ФИА выражается в созыве генеральных ассамблей, заседаний комиссий, рабочих органов, в организации соревнований, чемпионатов по автомобильному спорту, пропаганде автомобилизации и автомобильного спорта, издательской деятельности.

Генеральные ассамблеи ФИА созываются ежегодно обычно в штаб-квартире ФИА. Приглашения на Генеральную ассамблею посылаются национальным клубам и ассоциациям за 2 мес. Генеральная ассамблея заслушивает ежегодный отчет и оценивает деятельность Комитета и отчет президента ФИСА о спортивной деятельности, утверждает отчет о финансовой деятельности, избирает ежегодно простым большинством голосов членов Комитета и членов ФИСА, президента ФИА из числа кандидатур, выдвинутых клубами или ассоциациями, избирает простым большинством голосов среди членов Комитета, избранных Генеральной ассамблеей, вице-президентов ФИА и назначает из их числа того, кто будет заменять президента в случае его отсутствия или невозможности исполнять свои функции. Генеральная ассамблея принимает новых членов ФИА, вносит изменения в Устав Федерации, избирает арбитраж. Голосование на Генеральной ассамблее производится из расчета одного голоса от страны, решения принимаются абсолютным большинством голосов.

Комитет разрабатывает предложения для Ассамблеи по составу арбитража, выносит постановления относительно решений, которые могут быть приняты комиссиями, дает рекомендации Генеральной ассамблее по поводу принятия или исключения членов ФИА, представляет ежегодный отчет о деятельности, а также возможные предложения на будущее, учреждает внутренние положения организации, назначает генерального секретаря и его заместителя, а также секретарей комиссий, за исключением персонала ФИСА. Бюро комитета принимает решения, которых требует текущее управление ФИА, и в срочных случаях — любые другие решения, созывает Международный арбитраж, назначает председателя финансового комитета.

В Федерации созданы специализированные комиссии, состоящие из представителей автомобильных клубов и ассоциаций, входящих в Федерацию, и, в случае необходимости, из привлекаемых специалистов. Международные комиссии созываются на сессии по мере необходимости. Отчеты о своей работе они представляют Комитету и ежегодно Ассамблее Федерации.

Для рассмотрения проблем, требующих глубокого или научного обоснования и выработки на этой основе согласованного мнения или рекомендаций клубов-членов Федерации, периодически организуются международные коллоквиумы (совещания за круглым столом, недели изучения) с привлечением представителей других международных организаций. Решения, резолюции или рекомендации таких конференций направляются заинтересованным правительствам или организациям.

Международная комиссия по туризму охватывает значительные области деятельности, среди которых:

  • оказание содействия автомобилистам в их собственных странах и за границей (координация технического обслуживания, развитие взаимного технического обслуживания зарубежных клубов, организация новых видов обслуживания, разработку международных карточек для оказания помощи автомобилистам, кредитных книжек для ремонта, технического и медицинского обслуживания);
  • информационное обслуживание туристов (распространение информации для автомобилистов о правилах дорожного движения, формальностях при посещении различных стран, рекомендованных маршрутах и т. п.);
  • организация кемпингов и сдача в наем прицепных домиков, включая организацию страхования в международном масштабе;
  • защита окружающей среды и памятников старины;
  • поиск новых районов для организации автотуризма.

Международная дорожная комиссия ставит своей задачей улучшение условий безопасности движения по дорогам и создание более экономичных условий передвижения на автомобиле; занимается изучением всех теоретических и практических вопросов, относящихся к дорожному движению, а также относительно внесения улучшения в международном масштабе как в существующие в этой области законы и положения, так и в сами условия движения для обеспечения гармоничного развития дорожного движения в условиях наиболее полной безопасности и экономии для автомобилистов всего общества в целом.

Комиссия занимается рассмотрением следующих вопросов:

  • правила дорожного движения (унификация правил и сигнализации и текстовых указателей в мировом или региональном масштабе);
  • безопасность движения (обучение детей, подготовка водителей, разработка средств безопасности — ремни безопасности, каски, ограничение скорости);
  • место автомобилиста в обществе (правила движения и парковки в городе, налогообложение и политика транспорта).

Международная таможенная комиссия с момента создания всю деятельность посвящает оказанию содействия национальным правительствам по улучшению и упрощению таможенных формальностей с целью создания условий для автомобилистов для более быстрого пересечения государственных границ. Комиссия была инициатором разработки некоторых таможенных документов, известных под названием «Триптик» («Triptiques») и карточки для прохода через таможню (Carnet de Passage en Douanes), которые были унифицирована и применены во многих странах. Карточки позволяют пересекать границы многих государств путем предъявления простого поручительства.

В области международных перевозок грузов автомобильным транспортом Международная комиссия по таможенным правилам участвовала в разработке книжки МДП (Carnet TIR), которая освобождает перевозчика от детальной проверки грузов на каждой границе.

Техническая комиссия занимается развитием технических средств пассивной и активной безопасности; решением проблем «автомобиль и окружающая среда» (соблюдение чистоты и ликвидации шумов); энергетических проблем (разработка экономичных систем вспрыска топлива, улучшение к. п. д., разработка новых видов энергетических установок); техническим прогрессом (автомобиль завтрашнего дня: его комфортабельность, простота в управлении, эстетика).

Помимо вопросов, входящих в ее компетенцию, эта Комиссия изучает по просьбе ФИСА: все технические проблемы, относящиеся к спортивным автомобилям и к выдаче ФИСА рекомендаций относительно решений, принятие которых было бы целесообразно; все административные и технические положения, касающиеся либо эксплуатации автомобилей, либо их изготовления в плане защиты интересов автомобилистов; такие вопросы, как проверка испытаний автомобиля, оснащение, специальные материалы, особенно если результаты проверки предназначены для ознакомления с ними автомобилистов; меры совершенствования автомобиля и его оснащения, предложений на международном уровне; методы контроля и технических испытаний, а также измерительную аппаратуру; изучает и предлагает Комитету ФИА любые технические меры, могущие, по мнению комиссии, заинтересовать автомобилистов, сделать эксплуатацию автомобиля более выгодной, увеличить степень безопасности.

Международная спортивная комиссия, или Международная федерация автомобильного спорта (ФИСА), — единственная в мире международная организация автомобильного спорта. Благодаря своему международному спортивному кодексу ФИСА имеет возможность организовывать международные спортивные соревнования на основе сходных правил проведения таких соревнований во всех странах мира. Кодекс защищает интересы всех участников соревнований: соревнующихся и водителей, конструкторов автомобилей и организаторов соревнований. Хотя этот орган автономный в административном плане, однако поскольку ФИСА функционирует в составе ФИА, то она организует различные международные чемпионаты с учетом интересов как соревнующихся, так и интересов всех членов ФИА. Она также контролирует регистрацию рекордов на соревнованиях и безопасность их проведения.

Комиссия разрабатывает календарь проведения соревнований на каждый год, который включает более 900 чемпионатов, ежегодно проводимых во всех странах — членах Федерации.

Федерация участвует в разработке многих международных конвенций и соглашений в области таможенных правил, туризма, правил дорожного движения, международных автомобильных тарифов и др. Так, организация принимала участие в подготовке таких международных актов, как Международная конвенция о таможенных льготах для туризма (1954 г.), Международная таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза частных дорожных транспортных средств (1954 г.), Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств (1958 г.), Конвенция о дорожном движении (1968 г.), Конвенция о дорожных знаках и сигналах (1968 г.), Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений (1975 г.), Европейское соглашение о международных автомагистралях (1975 г.), Код европейских дорог и др.

Связь с другими международными организациями

Федерация имеет консультативный статус при ООН и Совете Европы, сотрудничает с ЕЭК ООН, ЭСКАТО ООН, Экономической Комиссией ООН для Африки, ОЭСР, ЕКМТ, ВОЗ, АИТ, Программой ООН по Окружающей Среде.

Кроме того, рабочие контакты установлены с Международной ассоциацией по постоянным круговым маршрутам, Международной ассоциацией конструкторов Формулы I, Международной ассоциацией отелей, с Постоянной Ассоциацией Дорожных Конгрессов, Постоянным Международным Бюро Конструкторов Автомобилей, Международным советом по памятникам и достопримечательным местам, Межамериканской федерацией по туризму и автомобильным клубам, Международной федерацией по кемпингам и автомобильным караванам, Международной федерацией мотоциклистов, Международной федерацией обществ автомобильных инженеров и техников, Международной федерацией антикварных автомобилей, с Международной Дорожной Федерацией, Международной Организацией по Стандартам, Международным Союзом Автомобильного Транспорта.

Официальные языки и публикации

Официальные и рабочие языки организации английский и французский.

Федерация публикует следующие издания: Международный спортивный код (International Sporting Code), Международный спортивный календарь (International Sporting Calendar), Атлас кемпингов (Atlas Camping et Caravaning), Ежегодник по автомобильному спорту (FIA Yearbook of Automobile Sport), Ежемесячный бюллетень ФИА (FIA Sporting Bulletin), Ежеме¬сячный информационный бюллетень (Information Bulletin), Ежеквартальный автомобильный журнал (Automobile and Mobility Journal), Общий перечень автомобильных рекордов (Ge¬neral List of Automobile Records)., Ежегодник автомобильных клубов (Yearbook of Club Services).

Участие в решении проблемы повышения безопасности дорожного движения. Федерация является основной международной организацией, содействующей устойчивому развитию безопасной конструкции автомобилей с учетом опыта проведения автомобильных гонок различного уровня, включая Формулу 1. Федерация активно осуществляет международную кампанию “MAKE ROADS SAFE” («Сделаем Дороги Безопасными»). Основной целью этой кампании является включение глобальной проблемы повышения безопасности дорожного движения в повестку дня работы стран Большой Восьмёрки (G8) и Организации Объединенных Наций, добиться осознания проблемы общественностью и политиками и перевод ее в ранг эпидемии, при которой ежедневно в мире погибает 3 млн. человек взрослого населения и 500 тысяч детей, добиваться признания странами G8 и международной общественностью того, чтобы проблема безопасности дорожного движения рассматривалась как острейшая проблема сохранения здоровья населения планеты.

Для этого предлагаются следующие конкретные действия ООН, стран G8 и стран-доноров:

  • Создать фонд для финансирования Плана Действий по повышению безопасности дорожного движения в развивающихся странах.
  • Гарантировать, чтобы не менее 10% дорожного бюджета, выделяемого Всемирным Банком и другими инвесторами направлялось на решение проблем безопасности дорожного движения.
  • Созвать саммит стран-членов ООН для обсуждения политиками проблемы безопасности дорожного движения и принятия конкретных решений.

Предполагается, что 2007 год будет годом решающих действий для включения проблемы безопасности дорожного движения в повестку дня мероприятий проводимых международными сообществами: 23-29 апреля 2007 года планируется проведение Первой Недели по безопасности дорожного движения в рамках ООН, предлагается включить эту проблему в повестку дня саммита G8 в Германии, 62 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Координатором компании Make Roads Safe является FIA Foundation