Глобальное Партнёрство по Безопасности Дорожного Движения (Global Road Safety Partnership – GRSP)

Создание и цели

GRSP создано при поддержке Всемирного Банка, расположено в Женеве и объединяет правительства разных стран и правительственные агентства, частный сектор, и общественные организации по проблеме повышения безопасности дорожного движения в странах с низким и средним доходом.

GRSP реализует программу Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC).

Традиционно, безопасность движения и аварийность на дорогах рассматривались как неблагоприятные последствия работы транспортной системы и как проблема, относящаяся только к транспортному сектору. Однако непосредственные потери, связанные с увеличивающимся количеством дорожно-транспортных происшествий падают, в основном, на сектор здравоохранения, бизнес и семьи. Сейчас общепризнано, что в повышении безопасности дорожного движения многие сектора играют важную роль, особенно в предотвращении ДТП, гибели и ранений участников дорожного движения. GRSP объединяет все эти сектора экономики на глобальном, национальном и частично на региональном уровнях. GRSP обеспечивает консультационные услуги и содействует развитию проектов по повышению безопасности дорожного движения в развивающихся странах.

GRSP это глобальное партнерство между бизнесом, гражданским обществом и правительственными организациями, которые сотрудничают с целью повышению безопасности дорожного движения в мире.

GRSP одна из четырех Программ Партнерства в Бизнесе для Развития (Business Partners for Development-BPD), созданных Всемирным Банком. Эти Программы являются проектными инициативами изучения, поддержки и продвижения стратегического партнерства для развития общества в мире. Основной концепцией Программ является построение на принципах партнерства выгодных и долгосрочных интересов в секторе бизнеса преследуя общественно-социальные задачи общества для устойчивой социальной и финансовой атмосферы.

Безопасность дорожного движения дает возможность широкому кругу участников активно работать в решение проблем сокращения количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненных на дорогах. Прежние усилия правительств и стран-доноров повысить безопасность движения на дорогах развивающихся стран и стран с переходной экономикой имели ограниченный успех, и многие попытки участия были финансово и институционально устойчивыми. Задача GRSP установить инновационные пути повышения безопасности дорожного движения используя партнерство в области бизнеса. Ожидается, что будет создана прочная база, при которой партнерство даст взаимовыгодный эффект для всех участников и что такой подход может быть широко распространен в мире.

GRSP не является финансирующей организацией и не финансирует работы по повышению безопасности дорожного движения, которые обычно финансируются правительствами, двухсторонними или многосторонним донорами.

Руководящий и Исполнительный Комитеты GRSP включает всех членов партнерства. Он заседает один раз в год для избрания нового состава Исполнительного Комитета, формально утвердить расходы и план работы на следующий год. Руководящий Комитет избирает Исполнительный Комитет среди активных членов каждого вида членства. Исполнительный Комитет избирает Председателя и Заместителя председателя среди его членов сроком на два года. Исполнительный Комитет заседает три раза в год. Исполнительный Комитет определяет политику действий, вовлекает новых членов, утверждает выбор основных стран, утверждает годовой бюджет и планы работы и назначает лицо для руководства Секретариатом.

Работы в каждой выбранной стране обеспечивается Советниками. Он или она могут быть членами секретариата или временными советниками. Основной задачей советников является объединение вместе широкого круга членов Партнерства:

  • поддерживать проблему безопасности дорожного движения в выбранной стране
  • образовать партнерство между соответствующими административными деловыми и гражданским обществом в направлении повышения безопасности движения
  • поиск компромисса
  • быть каналом связи между группой, работающей в стране и Секретариатом.

Членство в GRSP. Предусмотрено несколько видов членства:

  • Корпоративные члены, которые ежегодно платят не менее 75000 швейц.франков и активно вовлекаются в действующие проекты.
  • Некорпоративные члены, которые ежегодно платят не менее 15000 швейц. франков и являются бесприбыльными организациями.
  • Многосторонние и двухсторонние члены, которые платят ежегодно 75000 шв.франков, обеспечивая поддержку программ Партнерства.
  • Члены советники или поддерживающие члены, которые платать членские взносы, но активно не участвуют в проектах. Они обычно приглашаются членами Руководящего Комитета.
  • Почетные члены.

Организации, желающие присоединиться к GRSP могут быть приглашены на очередное ежегодное заседание Руководящего Комитета в качестве наблюдателя. Если организация затем решить вступать в члены GRSP сообщение об этом распространяется среди всех членом Руководящего комитета, которые приглашаются для поддержки обращения до его формализации. Любые возражения против потенциальных членов могут высказываться только Исполнительным Комитетом.

Страны наибольшего внимания GRSP (Focus Countries)

GRSP существует список стран наибольшего внимания с точки зрения оказания помощи по проблеме безопасности дорожного движения, который непрерывно изменяется и пополняется. Для того, чтобы страна попала в список стран наибольшего внимания (Focus Countries) она должна удовлетворять следующим пяти основным критериям:

  • Страна должна столкнуться с проблемой безопасности дорожного движения (оценка осуществляется по количеству погибших на 100000 транспортных средств или подобный другой показатель).
  • Правительство страны должно признать проблему безопасности дорожного движения как острейшую проблему и изъявляет желание предпринять практические меры для решения этой проблемы (например, политики готовы взяться за решение этой проблемы в стране).
  • Правительство страны должно иметь достаточно финансовых ресурсов для решения проблемы безопасности дорожного движения и только правительство может расходовать эти ресурсы (например, должно быть достаточно внутренних ресурсов или иметь надежную поддержку доноров).
  • В стране должен существовать определенный план действий по решению проблемы, в рамках которого GRSP может начать работать в стране.
  • Среди партнеров GRSP должен быть определенный интерес к развертыванию работ в рассматриваемой стране. Должен быть член GRSP, который бы согласился возглавить и продвигать работы на местном уровне, партеры разных секторов должны быть согласны работать вместе.

Как только страна определена как возможный кандидат для GRSP, GRSP приступает к предварительным переговорам с представителями страны-кандидата и партнерскими организациями для установления предполагаемого круга интересов. Этот этап осуществляется для уверенности того, что имеется согласие и желание всех участвующих сторон. Только после того как все стороны согласятся, GRSP начинает первые практические шаги в направлении работы с выбранной страной. Следующий этап это установление местного партнерства и начало процесса выбора направления работы или проекта в стране. Затем GRSP выделяет своего советника, который в последствии возглавит и оживит местное партнерство в рамках проблемы повышения безопасности дорожного движения. Партнерство должно объединить интересы местного бизнеса, общественных организаций и правительства. Они обычно являются одними из основных партнеров GRSP, также могут подключаться и другие организации не являющиеся членами международного Руководящего Комитета GRSP.

Проверено, что страновые партнеры затем становятся более формальными организациями. Это привело к становлению неправительственных организаций GRSP в большинстве стран наибольшего внимания. Конкретный местный формат зависит от национального законодательства и пожелания его членов. Такие организации являются ярким примером сотрудничества с местными партерами и шагом на пути устойчивого управления проблемой в стране.

В настоящее время странами наибольшего внимания GRSP являются: Румыния, Польша, Индия, Гана, Венгрия, Бразилия, Таиланд, Россия и Китай.

Членство России в GRSP. Россия только начинает первые контакты с GRSP. В настоящее время членом GRSP является Российская Автомобильная Федерация.

21-22 июня 2006 года впервые ежегодная конференция GRSP была проведена в России, в г. Москве. Организаторами этой конференции были Российская Автомобильная Федерация и фирма DaimlerChrysler при поддержке Мэра г.Москвы. На этой конференции В.Кирьянов провозгласил начало совместного партнерства GRSP-Россия на федеральном уровне и было поддержано партнерство c GRSP на региональном уровне Сахалина и Пермского края. Важным мероприятием было проведение на Сахалине кампании по применению ремней безопасности (ноябрь 2005 – январь 2006).

Публикации. GRSP ежегодно издает отчеты о своей деятельности “Annual Report”, ежемесячные брошюры “GRSP NEWS”, а также результаты научных исследований выполняемых по заданию GRSP.

В настоящее время представителем России в GRSP является Российская Автомобильная Федерация. Сотрудничество находится на начальном этапе.