Общие сведения

Экономические, социальные и связанные с медицинским обслуживанием потери, обусловленные дорожно-транспортным травматизмом, не являются неизбежными. Имеется большое количество данных, подтверждающих, что дорожно-транспортный травматизм можно предотвращать. Опыт, накопленный во всем мире, свидетельствует о том, что создание надлежащим образом финансируемого ведущего учреждения по вопросам безопасности дорожного движения и точная оценка положения в области дорожной безопасности в стране являются важными шагами, которые необходимо предпринять для эффективного решения проблемы дорожно-транспортного травматизма. Был выявлен ряд факторов, которые, как это установлено, повышают риск получения травм, связанных с движением автотранспорта, включая движение со скоростью, не соответствующей дорожной обстановке, превышение скорости, неиспользование ремней безопасности и детских средств безопасности, управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, неиспользование шлемов водителями двухколесных транспортных средств, низкое качество или недостаточное техническое обслуживание дорожной инфраструктуры и старые автомобили, которые плохо обслуживаются или которые не оборудованы устройствами безопасности. Принятие нормативных и других мер, направленных на устранение этих факторов риска, привело к значительному сокращению количества дорожно-транспортных происшествий во многих странах. Также были получены данные о том, что оказание срочных травматологических услуг имеет большое значение для смягчения негативных последствий дорожно-транспортных происшествий.

В течение последних четырех или более десятилетий осуществлялось большое количество региональных и глобальных инициатив в области обеспечения безопасности дорожного движения. Активизации этой деятельности способствовало опубликование по случаю Всемирного дня здоровья в 2004 году доклада Всемирной организации здравоохранения/Всемирного банка, озаглавленного «Всемирный доклад о предотвращении дорожно-транспортного травматизма». В этом докладе особо отмечается роль многих секторов в предотвращении дорожно-транспортного травматизма и дается описание основополагающих концепций предотвращения дорожно-транспортного травматизма, его масштабов и последствий, основных определяющих факторов и факторов риска и эффективных практических стратегий. Как таковой, он является как информационно-просветительским инструментом, так и техническим документом, содержащим шесть основных рекомендаций относительно того, что страны могут сделать для решения проблемы дорожно-транспортного травматизма.

После опубликования «Всемирного доклада» в апреле 2004 года Организация Объединенных Наций приняла резолюцию 58/289, автором которой являлся Оман и которая была озаглавлена «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире»; в ней была признана необходимость того, чтобы система Организации Объединенных Наций оказывала поддержку усилиям по ликвидации глобального кризиса в области безопасности дорожного движения. В этой резолюции Генеральная Ассамблея предложила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), действуя в тесном сотрудничестве с региональными комиссиями, выполнять в рамках системы Организации Объединенных Наций функции координатора по вопросам безопасности дорожного движения. В ней также была отмечена необходимость дальнейшего укрепления международного сотрудничества, с учетом потребностей развивающихся стран, в деле решения проблем безопасности дорожного движения.

В мае 2004 года Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию WHA 57.10, в которой она согласилась с предложением Генеральной Ассамблеи предоставить ВОЗ мандат координатора по вопросам безопасности дорожного движения. В резолюции о безопасности дорожного движения и здоровье также содержался призыв к государствам-членам рассматривать проблему безопасности дорожного движения в качестве одного из приоритетных вопросов здравоохранения и предпринять шаги для осуществления мер, которые доказали свою эффективность в плане снижения дорожно-транспортного травматизма.

В октябре 2005 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 60/5, в которой Ассамблея подчеркнула важность уделения государствами-членами особого внимания предотвращению дорожно-транспортного травматизма. В этой резолюции Ассамблея предложила региональным комиссиям и ВОЗ совместно организовать Глобальную неделю безопасности дорожного движения Организации Объединенных Наций и предложила государствам-членам и международному сообществу объявить третье воскресенье ноября каждого года Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

31 марта 2008 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 62/244, озаглавленную «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», третью основную резолюцию по этому вопросу, в которой она вновь подтвердила большое значение решения глобальных проблем безопасности дорожного движения и необходимость дальнейшего укрепления международного сотрудничества и обмена знаниями и увеличения соответствующей финансовой поддержки с учетом потребностей развивающихся стран. В этой резолюции Ассамблея также приветствовала предложение Российской Федерации провести в этой стране в 2009 году первую всемирную конференцию высокого уровня (на уровне министров) по безопасности дорожного движения. В резолюции Ассамблея просила Генерального секретаря представить ей на ее шестьдесят четвертой сессии доклад о прогрессе, достигнутом в деле повышения безопасности дорожного движения во всем мире.

Государства-члены приняли значительное число мер по укреплению законодательства, повышению эффективности сбора данных и разработке национальных и местных стратегий и программ в области дорожной безопасности.

По материалам Департамента общественной информации ООН