V Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» Доклад «Роль мероприятий ФЦП ПБДД в поддержке и развитии молодежных инициатив в области безопасности дорожного движения»

25 Сентября 2014
 Дорожно-транспортный травматизм является второй по значимости причиной смерти среди молодежи в возрасте 10-24 лет. Из 1,2 миллиона человек, которые в мире ежегодно теряют жизнь в дорожно-транспортных происшествиях, практически треть - это молодежь в возрасте до 25 лет.

В молодежной среде чаще всего попадают в дорожно-транспортные происшествия пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и пассажиры, а в странах с высоким уровнем дохода - и водители.

В связи с ростом численности автопарка и увеличивающейся интенсивностью движения на дорогах особо остро стоит проблема детского и молодежного дорожно-транспортного травматизма и в России. Анализ существующей ситуации убедительно показывает, что население России в целом не подготовлено должным образом к безопасному участию в дорожном движении. Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения становятся дети и молодежь, поскольку в большинстве случаев их безопасность зависит от действий или бездействия взрослых. Несмотря на наблюдаемые положительные тенденции по снижению количества погибших и раненых в ДТП детей, смертность от ДТП в России, как и во всем мире, продолжает занимать лидирующее  место в структуре причин смертности детей.

Из лучших практик многих стран мира мы знаем, что  это задача повышения безопасности движения решаема только при объединении усилий разных ведомств, организаций, бизнеса и общественности. В полной мере и в наибольшей степени это относится к молодежной среде.

В чем специфика мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей и молодежи и как эта специфика должна отражаться в программах повышения безопасности дорожного движения?

На первой в истории Всемирной ассамблее молодежи по безопасности дорожного движения в ознаменование первой Недели ООН по глобальной безопасности дорожного движения прозвучал призыв всех молодых людей "подняться и принять участие в местных и национальных кампаниях и программах". Молодежь призывает школы и университеты включать вопросы безопасности дорожного движения в учебные программы для молодых людей, барменов - подходить ответственно к продаже алкоголя, СМИ - более широко и с повышенной ответственностью освещать недостаточную безопасность дорожного движения, индустрию развлечений - не придавать романтический ореол езде на большой скорости, а известных людей - пользоваться ремнями безопасности и надевать защитные шлемы.

Общественные организации, в том числе конфессиональные, спортивные и молодежные, прежде всего должны создать условия для повышения осведомленности всего населения и наших семей о масштабах проблемы дорожно-транспортного травматизма и основных факторах, которые подвергают людей риску.

Молодежь в первую очередь и в значительной мере подвергается воздействию средств массовой информации, в особенности тех из них, которые ориентированы на молодежь, и образа жизни, который освещается в этих средствах массовой информации. Журналистам и лидерам средств массовой информации надо рассматривать дорожно-транспортный травматизм в качестве глобальной проблемы, которая ежечасно затрагивает жизнь миллионов людей. В особенности ответственно надо подходить к сообщениям о травматических последствиях автомобильных аварий и к рекламе в ходе программ вещания в интересах ответственного поведения в условиях дорожного движения.

Общественные лидеры, популярные лица и индустрия развлечений, известные люди в мире спорта, кинематографа, музыки и искусства оказывают сильнейшее влияние на поведение молодежи. В этой связи мы призываем артистов и других известных людей осознать воздействие, которое они могут оказать на молодежь. Если они будут  служить образцом для подражания - это значительный вклад в состояние безопасности в молодежной среде.

Мероприятия с ориентацией на молодежную среду проводятся во многих странах мира.

В Гане неправительственная организация Аменд провела кампанию "Чем ярче одежда - тем безопаснее" - для повышения видимости школьников на дорогах путем распространения светоотражателей.

Во Вьетнаме Азиатский фонд для профилактики травматизма в течение года будет проводить кампанию по безопасности дорожного движения "Нет оправданий езде без шлема!", в ходе которой состоятся два рок-концерта на открытых площадках, показы модных шлемов, интервью с людьми, получившими травмы и выжившими в авариях. Ко всей этой деятельности будут привлечены различные СМИ.

Есть положительный опыт и во многих регионах нашей страны.

В качестве примера реализации такого подхода можно привести, в частности, государственную программу «Повышение безопасности дорожного движения Нижегородской области до 2016 года» и долгосрочную муниципальную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в городе Дзержинске на 2013 - 2015 годы».

В его рамках этих программ в детских садах Дзержинска организуются познавательно-игровые конкурсы, музыкально-спортивные праздники, целевые прогулки-акции, театрализованные представления о правилах дорожного движения. В образовательных учреждениях организуются мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которых совместное участие принимают родители, учащиеся и педагоги. Со школьниками встречаются инспекторы ОГИБДД для проведения тематических бесед. Проходит городской конкурс рисунков (для учащихся 1-4 классов) и сочинений (для учащихся 5-9 классов) на тему «Дорога глазами детей». Запланировано проведение городских соревнований отрядов юных инспекторов движения «Зеленая волна». В городе проведена викторина на знание правил дорожного движения среди учащихся лагерей с дневным пребыванием детей «Красный, желтый, зеленый».

Молодежь Дзержинска также вовлечена в мероприятия на базе клубов по месту жительства, где проводятся игровые программы, брейн-ринги, клубные часы и тематические встречи.

Исходным условием формирования подобной системы обеспечения безопасности дорожного движения является достижение всеми заинтересованными участниками процесса единого видения желаемых результатов преобразований и достижение согласия в отношении способов и сроков их достижения.

Системообразующим документом в части исполнения этих функций является Федеральная целевая программа.

Действующая федеральная целевая программа  «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»является логическим продолжением предшествующей программы на 2006–2012 годы, в результате выполнения которой в течение шести лет суммарно предотвращена гибель более 25 тыс. человек и сформировались условия, когда каждый уровень органов исполнительной власти начинает работать более в четко очерченных рамках и по единому плану в условиях нормального, законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности за конечный результат.

Весьма значительная часть средства действующей Программы направлена на подготовку детей и молодежи для участия в дорожном движении:

- учебно-методическое обеспечение (техническими средствами обучения, наглядными, учебными и методическими пособиями, электронными образовательными ресурсами) федеральных центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей транспортных средств, специалистов по приему квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами различных категорий и подкатегорий, водителей транспортных средств различных категорий, включая водителей транспортных средств из числа людей с ограниченными физическими возможностями;

- разработка организационно-методических рекомендаций, обеспечивающих функционирование системы обучения безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, а также организационно-методических рекомендаций и образовательных ресурсов, обеспечивающих внедрение программ и организацию обучения вождению транспортных средств различных категорий в образовательных организациях и организациях дополнительного образования, обеспечение деятельности специализированного интернет-портала по обучению безопасному участию в дорожном движении учащихся, воспитанников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования;

- проведение всероссийских массовых мероприятий с детьми(конкурсы-фестивали отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо», профильные смены активистов отрядов юных инспекторов движения, чемпионаты юношеских автошкол по автомногоборью, конкурсы образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению безопасному участию в дорожном движении;

- издание и рассылка научно-методических материалов, печатных и электронных учебных пособий, образовательных ресурсов для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования по обучению детей безопасному участию в дорожном движении (обеспечение образовательных организаций пилотными комплектами учебных пособий и программ), в том числе учебно-методических пособий по работе с родителями и детьми в целях профилактики детских дорожно-транспортных происшествий, проведение родительского Всеобуча, семейных конкурсов на знание правил дорожного движения.

Реализация мероприятий Программы дает свои результаты.

Значения целевых показателей Программы по данным за 2013 год характеризуются следующим образом:

— значение показателя "Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях" составило 26977 чел., что на 1014 чел. меньше, чем базовый показатель;

— значение индикатора "Число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях" составило 871 чел., что на 69 чел. меньше, чем базовый показатель;

— значение индикатора "Социальный риск (число лиц, погибших вдорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения)" составило 18,8,что на 1,2 меньше, чем базовый показатель;

— значение индикатора "Транспортный риск (число лиц, погибших вдорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств)"составило 5,6, что на 0,5 единиц меньше, чем базовый показатель.

Главная задача сегодняшнего дня - повсеместное распространение программно-целевого подхода на региональном и местном уровнях. При этом следует понимать, что регионы страны имеют разный уровень социально-экономического развития транспортной инфраструктуры и различные возможности для влияния на интенсивность процессов изменения состояния дорожно-транспортной  аварийности. Поэтому необходимо обеспечить индивидуальный подход к составу и содержанию мероприятий по ОБДД в каждом субъекте при сохранении общих принципов, заложенных в Программу и на базе задания целевых показателей региональных программ.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что на современном этапе России именно транспортная сфера должна стать объектом интенсивного внедрения инноваций, высоких технологий и прорывных научно-технических разработок, оказывающих существенное влияние на условия функционирования автомобильного транспорта.

Необходимо формирование на национальном уровне партнерства всех социально значимых общественных игроков: государства, широкого круга общественных организаций (автомобилистов, экологов, правозащитников и т.д.), бизнеса научных и экспертных организаций, средств массовой информации.

У каждого из возможных участников партнерства есть свои цели и интересы и в ходе формирования такого партнерства необходимо их учитывать, искать пути их согласования между собой и с целями общей стратегии.