В МАДИ подвели итоги международного проекта «Автотрезвость» в России

29 Февраля 2016

Участники совещания подтвердили состоятельность и необходимость развития пилотного проекта на все регионы России. Для этого по итогам совещания и мониторинга проекта в 2015 году будут разработаны методические рекомендации по его дальнейшему продвижению в другие регионы России.

В феврале  на полях 74-й научно-методической конференции МАДИ состоялся семинар-совещание, посвященный обсуждению промежуточных итогов международного социального проекта по профилактике нетрезвого вождения, получившего в России название «Автотрезвость».  Участники совещания, среди которых были  ученые, политики, представители регионов, обсудили проблемы и пути профилактики вождения в нетрезвом состоянии – одной острых проблем в области дорожной безопасности в России. 

«С дней своего основания МАДИ уделяет большое внимание вопросам организации и безопасности движения, - отметил проректор МАДИ по научной  работе А.А. Солнцев, открывая встречу. – На  совещание, организованном Проблемной лабораторией организации и безопасности движения (ПЛОБД) МАДИ, обсуждались вопросы, касающиеся и безопасности, правоприменения, а также некоторые медицинские и педагогические аспекты проблемы профилактики нетрезвого вождения в рамках международного сотрудничества с участием представителей из регионов России.

Проект «Автотрезвость» реализуется в России на базе Проблемной лаборатории организации и безопасности движения (ПЛОБД) МАДИ с февраля 2015 года, показывая результаты и тенденции, которые могут заинтересовать всех, кто занимается вопросами  безопасности и профилактики дорожно-транспортного травматизма. В 2014-2015 годах он осуществлялся в трех регионах страны – в Ульяновской и Смоленской областях, а также в городском округе Стерлитамак Республики Башкортостан. Проект призван напомнить водителям о последствиях пьянства за рулем и снизить порог терпимости к нетрезвым автомобилистам со стороны общества.

«Как показывает практика в разных странах по мере постепенного снижения уровня аварийности и социальный  риск выходит на уровень 20-25 погибших на 100 тысяч населения, остается все меньше таких проблем, решение которых дает немедленный ощутимый результат. И тогда настает время перехода на комплексные программы, которые позволяют и тут и там по процентику добиваться результатов, и таким образом двигаться дальше. В такой ситуации в зачет идет все!  - сказал советник Генерального директора ФЦП ОБДД В.П. Мартынов. -  Последние 15 лет такие программы реализуются в России на федеральном и региональном уровнях.  По итогам предыдущей  программы к 2013 году   мы вышли на уровень 18 погибших на 100 тысяч населения.  Следующая стадия, которая наблюдается во всех странах без исключения, это  когда мы выходим на 10-12 погибших на 100 тысяч населения. Здесь  государственных средств и мер  становится недостаточно. Государство начинает ужесточать законы, больше штрафовать, вкладывать больше денег, но все равно снижения показателей достичь не удается без привлечения  гражданского общества. И тогда появляются такие социальные проекты, как «Автотрезвость», которые призваны помочь государству дальше решать проблемы безопасности на дорогах».

Организаторы проекта ставят целью внести вклад в снижение травматизма и смертности на дорогах из-за нетрезвого вождения. Эта идея реализуется через работу с начинающими водителями в автошколах, для которых создан интерактивный учебный курс «Алкоголь и автомобиль», разработаны специальные методики и материалы. Кроме того, сторонники «Автотрезвости» проводят информационные акции для населения, помогающие усилить отрицательное общественное мнение в отношении нетрезвого вождения и снизить порог терпимости к водителям, садящимся за руль в состоянии алкогольного опьянения.

«Когда мы начинали этот проект в 2013 году,   сказал в своем выступлении вице-президент Международного альянса за ответственное потребление алкоголя (IARD) Бретт Биванс,   мы думали, что все будет сконцентрировано на автошколах. Но, как оказалось, в России этот проект перешел границы автошкол, и в каждом регионе по-своему: в него включились управления ГИБДД, руководители административных структур, общественные организации, торговые и транспортные предприятия, страховщики, журналисты, ученые, студенты и волонтеры. Теперь мы видим его как проект для города, или даже для целого региона. Он притягивает к себе многих людей, потому что соответствует сегодняшней ситуации в России, российским культурным традициям. Чтобы шире развивать его, потребуются оценки руководителей, профильных экспертов, общественных организаций и, конечно, ученых. МАДИ здесь призван сыграть ключевую и направляющую роль не только в своих стенах, но и в Москве, и в других регионах России».


В 2015 году ведущие эксперты Минздрава России поддержали введение в обучение кандидатов в водители интерактивного модуля «Алкоголь и вождение», разработанного ПЛОБД МАДИ в рамках проекта. На совещании с докладом "Опьянение водителя транспортного средства как важная составляющая  автодорожного травматизма:  медицинский и правовой аспекты"  выступил А.А. Бурцев, представляющий НИИ наркологии - филиал ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского"  Минздрава России, который поделился результатами последних исследований в этой области. Положительный отзыв о модуле поступил и от Минобрнауки России. 


«Сегодня в российском обществе сформировалось понимание, что обеспечение безопасности дорожного движения и профилактика правонарушений -  серьезная и важная работа, которая касается всех и каждого. Люди более активно подключаются к решению проблем дорожной безопасности вместе с сотрудниками ГИБДД, зачастую помогая им в этом, - сказал представитель ГУ ОБДД МВД России А.И. Белан. - Сегодня во всех регионах России общественные организации, включая студенческие, принимают участие в профилактике нарушений правил дорожного движения».
Неудивительно, что в ходе реализации проекта «Автотрезвость» в  Смоленской области «первая скрипка и дирижерская палочка» проекта оказались в руках областного управления ГИБДД. Как отметила Л.Ю. Мажар проректор по учебной работе Смоленского гуманитарного университета, на базе которого осуществлялся пилотный проект: «Мы постоянно подчеркиваем важность взаимодействия с ГИБДД в реализации таких социальных проектов. Сегодня сотрудникам ГИБДД необходима общественная поддержка и помощь в решении растущих практических задач обеспечения безопасности. При этом мы видим, что студенты сами хотят принимать участие в массовых мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Такое взаимодействие, как показали итоги анкетирования в нашей области, повышает степень доверия сотрудникам УГИБДД и способствует большему порядку на дорогах,» - заключила Л.Ю. Мажар.


Говоря об интеграции компонентов социального проекта в правоприменительную и пропагандистскую работу ГИБДД, Л.В. Андреева, государственный инспектор УГИБДД  УМВД России по Смоленской области, отметила:  «Несмотря на первоначальные трудности с исполнением этого пилотного проекта в России, он помог нам повлиять на общественное мнение в отношении нетрезвого вождения. Сегодня мы уже можем говорить о положительных итогах. Начиная с 2014 года, каждый год по области идет снижение ДТП, связанных с нетрезвым вождением,  на 12-16%.  В этом году нам удалось добиться и  снижения  погибших и раненых  в таких ДТП на 18.5%. На сегодняшний день большое количество людей остались живы, потому  сделали правильный выбор на дорогах - трезвый в прямом и переносном смысле». 


Л.В. Андреева особо отметила роль, которую сыграли студенты-волонтеры, выходя вместе с сотрудниками Госавтоинспекции на сплошные проверки на дорогах. «Пока сотрудники ДПС проверяли документы, ребята проводили краткую профилактическую беседу. – сказала она. - Вначале такой стиль проверок настораживал водителей. Через некоторое время, мы заметили, что в социальных сетях местных автомобилистов пошло бурное и очень серьезное обсуждение проблемы. Позже мини-дискуссии на дорогах стали двусторонними, водители и пассажиры не только слушали, но и сами предлагали пути решения, потом снова выкладывали это в интернет. Это, конечно, вызвало значительный шум в местном сообществе. Это неординарный и эффективный путь совместных действий.  Благодаря проекту «Автотрезвость», такое взаимодействие с пользователями дорог становится обычной практикой в нашей области».
«Говорить об эффективности такого социального проекта можно по ряду причин. Во-первых,  в проект  вовлечены как организаторы,  так и все заинтересованные стороны от водителей до властных структур и общественности. Во-вторых, здесь есть  комплексный подход, который помогает в решении проблемы. В-третьих, и это очень  важная часть, есть финансирование проекта. Многие проекты заканчиваются  на уровне рассуждений, когда нет механизма реализации и финансирования.  - считает В.А. Лучников, начальник департамента массовых коммуникаций  управления информационной политики администрации Губернатора Ульяновской области. -  Проект интересен и  тем, что он основан не на запретах, а на вовлечении человека – ему помогают обозначить проблему и принять участие в ее решении. Практика иногда дает больше, чем предупреждение, запреты или штрафы».


Международный социальный проект «Автотрезвость» развивается в рамках общей стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и поддерживает инициативы по снижению рисков нетрезвого вождения в ряде регионов России.  Партнерами проекта в регионах также являются департаменты транспорта, образования, здравоохранения, учебные заведения и общественные организации.
Проект осуществляется при поддержке Международного альянса за ответственное потребление алкоголя (IARD), который помогает адаптировать лучший международный опыт через социальные проекты при участии бизнеса.

Рабочая группа проекта работает на базе Проблемной лаборатории организации и безопасности движения МАДИ (ПЛОБД МАДИ). Руководитель ПЛОБД – профессор  В.В. Сильянов. Руководитель проекта «Автотрезвость»  – М.А. Плотникова

СПРАВКА По итогам прошедшего года в России зарегистрировано снижение основных показателей аварийности. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось на 14,7 %, - это означает, что были сохранены жизни свыше 3,8 тысяч участников дорожного движения. Всего в 2015 году на российских дорогах в автоавариях погибли 23 114 человек.  Общее количество ДТП уменьшилось на 8,2%. Число раненых сократилось на 8,6%. Снижение основных показателей аварийности стало результатом взаимодействия с органами власти различного уровня, анализа ситуации и разработки предложений по совершенствованию законодательства, внедрению новых форм и методов работы и информационно-пропагандистского воздействия на участников дорожного движения.


На 1,9% по итогам года уменьшилось количество происшествий с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, - всего произошло 16 тысяч таких ДТП. При снижении числа раненых на 3,9% (всего 22,5 тысячи человек) число погибших в таких ДТП увеличилось на 15,9% и составило 3 997 человек.
В последнее время была существенно усилена ответственность за нетрезвое вождение. Гражданское общество также проявляет все более ощутимую поддержку в этой работе, - активисты сообщают в полицию о нетрезвых водителях, Госавтоинспекция, в свою очередь, оперативно реагирует на такие сообщения. Получила широкое распространение практика массовых проверок, основная задача которых – максимально проинформировать общественность о мероприятия, мотивировать нетрезвых граждан отказаться от поездки за рулем. Работа в данном направлении будет продолжена, - в частности, в настоящее время имеется ряд законодательных инициатив в этой сфере.  (Источник www.gibdd.ru)

3 февраля и.о. ректора МАДИ Виталий Борщ принял делегацию международного альянса за ответственное потребление алкоголя (IARD), во главе с первым вице-президентом Бреттом Бивансом, чтобы обсудить итоги и перспективы сотрудничества в рамках международного проекта «Автотрезвость».

И. о. ректора  МАДИ Виталий Борщ выразил уверенность в том, что культуру ответственного отношения к алкоголю необходимо формировать, в особенности, если это касается безопасности на дороге. «Миссия проекта интересна и привлекательна для широкого круга людей. В ближайшее время мы намерены распространять идеи этого проекта и в студенческой среде университета. Уверен, что нам удастся охватить эту большую аудиторию, особенно ту ее часть, которая готова принять ценности этого проекта и стать их носителями», - заключил Виталий Борщ.