Плавностью движения автомобиля можно управлять с помощью нейросети

4 Июня 2020

В ЮУрГУ нашли способ улучшить управляемость активных адаптивных амортизаторов

Ученые Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) нашли способ с помощью нейросети улучшить управляемость умными автомобильными амортизаторами, чтобы повысить плавность хода автомобиля. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Energies.

Многие автовладельцы выбирают автомобили с регулируемой подвеской, которая подстраивается под любой тип дорожной поверхности. Адаптивные амортизаторы подвески позволяют существенно повысить плавность хода авто, его комфортабельность, а также управляемость, устойчивость, безопасность движения.

Активные адаптивные амортизаторы имеют в своей конструкции источник энергии, который помогает полностью исключить нежелательные вертикальные перемещения кузова при движении автомобиля.

Ученые ЮурГУ выяснили, насколько можно улучшить качество работы адаптивных амортизаторов регулируемой подвески автомобиля при помощи искусственной нейронной сети. "Активный амортизатор представляет собой сложную техническую систему с существенно нелинейными рабочими характеристиками, обладающими свойством гистерезиса - «запоздалой реакции» на изменение условий. Сложность в управлении активными амортизаторами заключается в том, что одни и те же требуемые значения сил могут быть достигнуты воздействием на различные по своей природе исполнительные элементы", - рассказал агентству декан автотранспортного факультета Политехнического института ЮурГУ Юрий Рождественский.

Ученые предложили алгоритм управления активным амортизатором на основе искусственной нейронной сети. С ее помощью можно моделировать любой сложный объект с точностью, зависящей от выбора структуры сети и от ее обучения. Обучение нейросети проводилось с помощью большого объема экспериментальных данных, охватывающих различные режимы работы амортизатора. Исследователи выбрали структуру нейронной сети с временной задержкой, которая может «запоминать» последовательности входных сигналов, и, таким образом, снижать ошибки управления.

Активные амортизаторы потребляют много энергии, поэтому их лучше всего использовать в подвесках электрических и гибридных автомобилей, считают исследователи. В настоящее время команда ученых продолжает исследования по адаптивным подвескам транспортных средств совместно с коллегами из ведущих мировых научно-исследовательских лабораторий и университетов США, Германии и Испании под руководством профессора кафедры "Автомобильный транспорт" Анатолия Дубровского.

Подготовлено пресс-службой ФКУ «Дирекция Программы ПБДД»