30 ноября в России вступает в силу новый ГОСТ по отзыву авто
Авторы нового документа - Росстандарт и ФГУП «НАМИ»
Росстандарт и ФГУП «НАМИ» утвердили новый ГОСТ 34725–2021 «Отзыв продукции автомобилестроения. Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов». К нему, помимо России, присоединились Армения, Белоруссия, Киргизия и Узбекистан. Стандарт вводят в действие с 30 ноября 2021 года с правом досрочного применения.
В новом документе описаны 3 градации риска: низкий, средний и высокий. Они оцениваются по двум показателям: тяжести опасных событий и их вероятности. Тяжесть событий зависит от ущерба, который может повлечь какой-либо дефект, и от того, какой был нанесен вред здоровью, имуществу и окружающей среде. Возможность (вероятность) может иметь три варианта: маловероятная, вероятная, частая.
Низкий уровень опасности определяется тем, что брак не сильно влияет на функциональные характеристики автомобиля и не наносит вреда экологии и здоровью людей. Средний означает, что транспортное средство остается управляемым, дальнейшая эксплуатация может привести к опасным событиям с высоким уровнем тяжести. Высокий уровень риска присваивается тем дефектам, которые влекут за собой полный отказ системы и наносят значительный вред здоровью или приводят к ощутимому загрязнению окружающей среды.
ГОСТ предусматривает три вида отзыва в зависимости от вовлеченности Росстандарта. Добровольный отзыв инициируется производителем, если получена информация о дефектах, не превышающих самый низкий уровень риска. В этом случае изготовитель самостоятельно проводит все проверки и контролирует «корректирующие мероприятия». Второй тип отзывной кампании — «добровольный под надзором», если зафиксирован второй уровень опасности. Принудительный отзыв - это если автопроизводитель не согласовывает с Росстандартом отзывные мероприятия либо отказывается их проводить.
Одной из причин появления ГОСТа стало нежелание автопроизводителей проводить официальные отзывы. Помимо этого, в России некоторые автоконцерны уже перевели отзывные кампании в цифровой формат. Для остальных Росстандарт до конца года должен разработать систему личных кабинетов, с помощью которых производители смогут направлять информацию по отзыву онлайн, а владельцы машин смогут узнавать о подобных кампаниях по VIN-номеру на портале Госуслуг.
В Росстандарте подчеркнули: отзыв продукции - важнейший элемент процесса обеспечения безопасности во многих странах мира. Вместе с тем, унифицированные требования в автомобильной отрасли до настоящего времени отсутствовали как на международном, так и на национальном уровне.
Подготовлено пресс-службой ФКУ «Дирекция ФП БДД» по материалам Autonews

