Минтранс доработал законопроект о беспилотном транспорте
Кто будет отвечать в случае аварии с авто без водителя?
Проект Закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) доработан Минтрансом России после общественного обсуждения.
Отметим, тестирование беспилотных авто с 2018 года проводится рядом компаний («Яндекс», «Сберавтотех», КамАЗ, «Магнит») в рамках экспериментального правового режима. И водитель заменен инженером-испытателем. Издание «Коммерсант» пишет, что, по данным тестирования, ВАТС позволяют сократить аварийность на 90%, а затраты на грузоперевозки - на 30%.
С 2025 года беспилотным автомобилям разрешат ездить по дорогам общего пользования. До наступления этого момента требуется законодательно урегулировать ряд правовых вопросов. Так, один из важнейших – кто будет нести ответственность за аварию с таким автомобилем? Также немаловажно прописать, как оформлять ДТП.
Итак, согласно законопроекту, основную гражданско-правовую ответственность за вред жизни, здоровью, имуществу «третьих лиц, среде», будет нести владелец ВАТС, если он не докажет, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Ответственным за ДТП также может стать производитель авто, если будет доказано, что причина аварии связана «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления или ВАТС в целом». Также отвечать моет и диспетчер, если авария произошла в связи с «неосуществлением диспетчерского контроля». Диспетчер дистанционно мониторит состояние авто и выключает автопилот, если это необходимо. Отвечать может и дилер, если выяснится, что авария произошла из-за плохого техобслуживания.
Что касается оформления ДТП, то формат европротокола здесь не работает. Придется вызывать сотрудника ГИБДД.
При возмещении убытка от ДТП с участием беспилотника страховщик сможет запросить у владельца ВАТС сведения, зафиксированные «бортовым устройством», закон обязывает такие данные предоставить.
Страховщики, в свою очередь, получают право регрессного иска к владельцу беспилотного авто, если тот вовремя не обновил софт.
Кроме вышеперечисленного, законопроект описывает условия допуска ВАТС на дороги (обязательны «бортовое устройство регистрации событий» и система, позволяющая дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска»). Все беспилотники должны стоять на учете в ГИБДД и проходить регулярное техобслуживание.
Для таких машин закон запрещает движение на участках дорог, входящих в маршруты перевозок опасных грузов. Им можно ездить только по тем дорогам, у которых есть «цифровой двойник» (план и карта трассы, данные о состоянии дороги, ДТП, метеоусловиях и т. д., которые будут передаваться машине в режиме реального времени). Запрещено эксплуатировать беспилотную машину, если на ней нет последних обновлений софта.
После принятия закона правительство должно будет установить отдельные правила «информационной безопасности» для беспилотников и их учета, пишет издание.
Вместе с тем, эксперты рынка уверены, что закон снова надо дорабатывать. Так, исполнительный директор инфраструктурного центра НТИ «Автонет» Московского политеха Александр Карловский считает «перекосом» тот факт, что «большая часть ответственности за эксплуатацию возлагается на владельца ВАТС». «Такой подход однозначно отпугнет потенциальных предпринимателей, которые захотят оказывать услуги с использованием ВАТС», - полагает он.
Юрист Сергей Радько, в свою очередь, полагает, что кампании могут обязать владельцев проходить ТО избыточно часто, чтобы софт оставался актуальным: «например, раз в неделю, в месяц или раз в 500 км, чтобы гарантировать исправность систем». «Регламент обслуживания наверняка будет жестким, ведь дилер не захочет нести ответственность, если автомобиль по какой-то причине станет виновником ДТП, - полагает он. - А за нарушение этих правил дилеры или автопроизводители наверняка захотят предусмотреть возможность удаленного отключения, например, системы автопилота либо вообще полную "деактивацию" автомобиля».
Проект закона должен пройти обсуждение рабочей группы «Безопасность дорожного движения». Голосование состоится на текущей неделе. После этого проект поступит в правительство РФ, затем — в Госдуму. По плану Минтранса закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.
Подготовлено пресс-службой ФКУ «Дирекция ФП БДД» по материалам «Коммерсант»
#ФП_БДД #безопасность #безопасные_дороги #детинадороге #дорожное_движение #автобезопасность #пешеход #водитель #ПДД #ДТП #штраф