Посол Швеции в РФ: «Соблюдение скоростного режима, как правило, считается одной из самых эффективных мер снижения смертельных исходов в ДТП»

«В мире есть программы, которые действительно эффективно снижают число жертв в дорожно-транспортных происшествиях - это, например, государственная программа Vision Zero, которая действует в Швеции. …России нужна такая же госпрограмма для улучшения ситуации на наших федеральных трассах», - заявил на конгрессе «Организация дорожного движения в Российской Федерации» Михаил Черников, руководитель ГИБДД России.
Посол Швеции в РФ Петер Эриксон рассказал читателям портала Дирекции Программы «Повышение безопасности дорожного движения» о том, как работает Vision Zero в его стране и что в ней главное, а что - второстепенное.
- Ваше превосходительство, согласно статистике-2016, число погибших в ДТП в 2016 году в Швеции составило 270 человек. С 1960 г удалось снизить уровень смертности с 1036 до 270 человек – то есть почти в 4 раза. Это результат работы программы Vision Zero или есть еще какие-то факторы?
- На сегодняшний день в Швеции одно из минимальных в мире дорожных смертей на душу населения – 2,7 человек на 100 000 населения (в 2016 году). С момента принятия программы Vision Zero количество смертельных случаев на дорогах сократилось вдвое, следующей промежуточной целью является не более 220 погибших и 4000 получивших серьезные травмы в год к 2020 году.
В этом году программе Vision Zero, принятой шведским парламентом в качестве основы для работы по обеспечению безопасности на дорогах, исполняется 20 лет. Конечно, есть ряд других факторов, стоящих за успехами по снижению смертности на дорогах с 1960-х гг. Но c принятия в 1997 году программы Vision Zero внимания уделялось именно мерам по сокращению летальных исходов и серьезных травм.
В соответствии с программой Vision Zero главной целью работы по обеспечению безопасности на дорогах является противодействие смертности и серьезных травм на дорогах. При этом программа подразумевает, что человеческий фактор и ошибки нельзя полностью исключить, поэтому совсем избежать аварий не удастся, но эти аварии не должны приводить к серьезным травмам или летальному исходу.
За реализацию программы Vision Zero отвечает Дорожное управление Швеции Trafikverket.
- А что приоритетно в программе?
- Человек может допустить ошибку, система дорожного движения – нет. Это основной принцип программы Vision Zero.
С принятием программы, где приоритетом стала человеческая жизнь и здоровье, был пересмотрен подход к организации дорожного движения и решений, которые при этом применяются. Например, вместо светофоров, которые лишь помогают снизить число аварий, повсеместно была введена система кругового движения, при которой аварии носят менее тяжелый характер и характеризуются меньшими человеческими жертвами.
Среди других важных мер, осуществленных в рамках программы, можно назвать разделительные барьеры на дорогах, тщательное расследование и изучение аварий, алкозамки, ограничения скорости, пропаганда использования ремней безопасности и велосипедных шлемов (для детей до 15 лет в обязательном порядке), использование фоторадаров для контроля скорости и другие.
Основная идея программы Vision Zero заключается в том, что система, дороги и автомобили должны компенсировать человеческий фактор и ошибки участников дорожного движения (за исключением сознательного нарушения законов). Это означает, что Дорожное управление Швеции много работает над развитием дорог, стимулирует использование более безопасных автомобилей (в сотрудничестве с Европейской программой оценки новых автомобилей Euro NCAP) и снижает максимально допустимую скорость как в городах, так и в сельской местности.
Автор фото: Joakim Kling
- Какие меры следует считать наиболее эффективными, какие нет? Проводится ли ежегодная корректировка программы для достижения более впечатляющих результатов?
- На сегодняшний момент работа ведется по 10 приоритетным направлениям:
1. Соблюдение скоростного режима на государственных трассах;
2. Соблюдение скоростного режима на муниципальных трассах;
3. Трезвый водитель;
4. Использование ремня безопасности;
5. Использование шлемов для велосипедистов и мотоциклистов;
6. Безопасные автомобили;
7. Безопасные мотоциклы (с системой ABS);
8. Безопасные государственные дороги;
9. Безопасные переходы для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов;
10. Эксплуатация и техническое обслуживание велосипедных дорожек в городах.
Соблюдение скоростного режима, как правило, считается одной из самых эффективных мер. Если 80% шведских водителей будут соблюдать скоростной режим, то в среднем около 40 смертельных случаев в год (около 15%) можно будет избежать. Эффект от соблюдения скоростного режима можно увидеть уже в краткосрочной перспективе. Главным инструментом для обеспечения соблюдения скоростного режима на государственной дорожной сети являются камеры (фоторадары).
Ограничение скорости в городских районах Швеции в настоящее время составляет 50 км/ч, но большинство улиц, по которым также движутся пешеходы, имеет ограничение скорости 40 км/ч.
Программа предусматривает, что для предотвращения травм скорость транспортных средств в зонах, где есть пешеходы, должна быть ограничена 30 км/ч. Таким образом, риск столкновения между незащищенными участниками дорожного движения и автотранспортными средствами сводится к минимуму. Именно при такой скорости риск не заметить пешехода и риск получения травмы минимален, риск смертельного исхода значительно увеличивается уже на 40 км/ч.
Еще одно приоритетное направление – снижение участниками дорожного движения употребления алкоголя и наркотиков. В 2015 году 75 человек погибли в авариях с вовлечением алкоголя или наркотиков, что составляет около 30% всех погибших на дорогах. 25% погибших водителей в 2015 году находились под действием алкоголя, т.е. имели более 0,2 промилле в крови.
Велосипедисты составляют около половины всех получивших серьезные травмы на дорогах, поэтому особое внимание обращено на безопасность велосипедистов.
Автор фото: Ulrika Lindström
- Каков, на Ваш взгляд, главный фактор безопасности дорожного движения? Хорошие дороги? Умелые водители? Машины с системами, смягчающими удар? Что-то иное?
- Все эти факторы очень важны. Как уже упоминалось, программа Vision Zero исходит из того, что даже самый опытный водитель или другой участник дорожного движения может совершить ошибку, но система должна компенсировать ее так, чтобы аварии не приводили к смерти или травмам.
Безопасная система дорожного движения состоит из участников дорожного движения, которые должны быть пристегнуты, трезвы и т.д.; транспортных средств, которые должны быть оснащены системой ABS и другими системами безопасности; и дорог, которые должны быть оборудованы разделительными барьерами, круговым движением и др. Этот комплекс в сочетании с безопасным скоростным режимом дает наилучший результат по снижению смертности и серьезных травм на дорогах.
Автор фото: Johan Ardefors
Программа имеет несколько конкретных индикаторов и целей, в том числе:
Индикатор |
Изначальный показатель |
2016 |
Цель 2020 | |
Кол-во смертей на дорогах |
440 |
270 |
220 | |
Число серьезных травм на дорогах |
5 400 |
4 600 |
4 000 | |
Процент трафика с соблюдением скоростного режима, государственная дорожная сеть |
43 % |
44 % |
80 % | |
Процент трафика с соблюдением скоростного режима, муниципальная дорожная сеть |
64 % |
67 % |
80 % | |
Процент трафика с трезвыми водителями |
99,71 % |
99,76 % |
99,90 % | |
Доля пристегнутых на передних сиденьях |
96 % |
98 % |
99 % | |
Доля велосипедистов в шлемах |
27 % |
36 % |
70 % | |
Доля мотоциклистов, правильно использующих шлем |
96 % |
95 % |
99 % | |
Доля трафика с участием личных автомобилей с высшим уровнем безопасности по классификации Euro NCAP |
20 % |
67 % |
80 % | |
Процент дорог с ограничением скорости более 80 км/ч с разделительными барьерами |
50 % |
75 % |
90 % | |
Процент безопасных пешеходных, велосипедных и мопедных переходов |
19 % |
26 % |
35 % | |
Процент муниципалитетов с хорошим уровнем технического обслуживания велосипедных и пешеходных дорожек. |
18 % |
40 % |
70 | |
- В России в последнее время уделяется большое внимание просветительской работе. Проводятся акции «Пристегнись», «Засветись!», детей привлекают к обучению в рамках организаций «Юных инспекторов дорожного движения». Множество медиа поднимают эту тему, есть специализированные программы на радио и ТВ. Сколько процентов происшествий, по опыту Вашей страны, можно предотвратить с помощью информации?
- По шведскому опыту, информационные кампании имеют довольно ограниченный и краткосрочный эффект. Однако они – важная составляющая комплекса мер по повышению безопасности на дорогах.
Для обеспечения повышенной безопасности дорожного движения необходим комплекс: физические меры (снижение скорости, разделительные барьеры и другие); административные меры (законы, ограничивающие скорость или обязывающие детей носить велосипедные шлемы). Кроме того, необходимы коммуникационные меры, которые включают информационные кампании и образовательные проекты. Все эти мероприятия важны, но их необходимо проводить в комплексе.
*
Автор фото посла Швеции в РФ Петера Эриксона: Kristian Pohl