Марьян Хагенцикер, ведущий профессор по БДД (Нидерланды):«Круговые перекрестки - прекрасное средство, обеспечивающее безопасность»

7 Марта 2018

Нидерланды занимают одно из первых мест в мире по обеспечению безопасности дорожного движения. Уровень смертности в ДТП здесь вдвое ниже среднеевропейского. В чем причина? Дисциплинированность граждан? Хорошие дороги? Штрафы? Марьян Хагенцикер, ведущий профессор в сфере безопасности дорожного движения из университета Делфта, рассказала читателям портала Дирекции Программы «Повышение безопасности дорожного движения», за что в ее стране можно лишиться водительских прав и почему ремнями безопасности пользуются все голландцы.

- Госпожа Хагенцикер, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет Нидерланды одной из самых успешных в мире в области безопасности дорожного движения. Какова статистика ДТП в 2017 году?

- Могу привести данные за 2016 год – это 629 погибших в ДТП и около 21 тыс тяжелораненых. В относительно большей мере жертвами аварий становятся молодые люди, недавно получившие водительские удостоверения. Хотя за последние 40 лет число ДТП и уровень травматизма в них значительно снизились, ситуация не столь радужная. В последние годы число погибших в ДТП в Нидерландах более не снижается, количество тяжелораненых растет. Раньше Нидерланды входили в тройку самых успешных с точки зрения дорожной безопасности стран, теперь их позиция снизилась.

Число погибших в 2016 году - около 4 человек на 1 миллион километров, пройденных автотранспортными средствами. Уровень смертности приблизительно 40 человек на 1 миллион жителей (4 на 100 тыс – прим. ред.). Это по-прежнему хорошие показатели в сравнении со многими другими странами.

 

- Это очень хорошие показатели. Как вам удалось достичь такого снижения уровня смертности на дорогах? Есть ли в Нидерландах национальная программа по безопасности дорожного движения?

- Много мер по обеспечению дорожной безопасности начали принимать в начале 70-х гг. прошлого века. Тогда был принят ряд законодательных актов: обязательное использование ремней безопасности, запрет на вождение в состоянии алкогольного опьянения. Сегодня в Нидерландах 97% людей пользуются ремнями безопасности.

В 1992 году была представлена нидерландская концепция безопасности дорожного движения «На пути к устойчивому безопасному движению», на базе которой строится политика страны в этой области. Благодаря последовательной реализации этой программы в течение длительного периода удалось добиться хороших результатов.


- Голландцы такие дисциплинированные или в стране существует контролирующая структура, которая мотивирует их пристегиваться в салоне?  

- Если говорить о 70-х гг прошлого века, когда законы были только приняты, в стране проходила серьезная кампания популяризации ремней безопасности, разъяснялась необходимость их применения, были введены штрафы тем, кто не пристегивается, соблюдение законов тщательно контролировали. Да, в 70-х гг мало кто пристегивался. Но с тех прошло много времени – и это превратилось в привычку. Оказалось, что этому можно научиться, главное - не сдаваться. Теперь уже использование ремней контролировать не надо или почти не надо. Это стало элементом культуры поведения.

 

- И все же в 90-х годах потребовалась программа? 

- Программа «На пути к устойчивому безопасному движению» 1992 года основывается, в том числе, на изучении психологии участников дорожного движения. Если, например, разрабатывается прокладка новой дороги – скоростной трассы, дороги в городе, то она проектируется такой, чтобы люди естественным образом выбирали нужную скорость движения по ней. Если дорога широкая, многополосная, то она как будто предлагает водителю разогнаться, а если более узкая, полос на ней поменьше, то человек поневоле ограничивает себя в скорости. На многих дорогах в Нидерландах стоит ограничение скорости до 100 км/ч – в этих случаях не нужно, чтобы они своим видом словно бы приглашали водителей ехать быстрее. А в городе разрешено ехать со скоростью до 50 км/ч, поэтому необходимо проектировать городские дороги так, чтобы они не напоминали автостраду.

Очень хороши с точки зрения безопасности дорожного движения в городах круговые перекрестки: они как бы приглашают водителя сбросить скорость.

 

- Вы упомянули запрет на вождение в нетрезвом виде, введенный в 70-х гг. Знаю, что в некоторых странах воспитательной мерой за пьяное вождение назначают исправительные работы в моргах, чтобы водитель сразу понимал, к чему приводит алкоголь за рулем. Какие меры используют в Нидерландах для мотивации трезвого вождения?

- В Нидерландах в морги не отправляют. В Нидерландах можно лишиться водительских прав или получить большой штраф. Кроме того, существуют так называемые алкозамки. До недавнего времени применяли такую меру: если человек неоднократно был замечен пьяным за рулем или же однократно в очень сильной степени опьянения, в его машину вмонтировали блокировочное устройство, она могла завестись только после прохождения дыхательного теста и констатации того, что водитель не находится под воздействием алкоголя.

 

- Автомобили в этих случаях оборудовали алкозамками добровольно или принудительно?

- Это была штрафная санкция против тех, кто неоднократно был пойман в пьяном виде за рулем. Благодаря вмонтированному алкозамку они в конечном счете могли сохранить свои водительские права. Нарушители имели возможность садиться за руль, но только в трезвом состоянии. Таким образом, люди не лишались работы, если, например, характер их работы предусматривал много разъездов на автомашине.

Согласно исследованиям, эта мера работает очень хорошо в части обеспечения безопасности на дорогах.

К сожалению, данная мера была отменена решением суда, в том числе, потому, что водители сами должны были нести все расходы на алкозамки. Впрочем, есть вероятность, что ее через какое-то время опять введут, возможно, в несколько модифицированном виде. В ряде стран, например, в Скандинавии, этой мерой весьма активно пользуются: в ряде компаний и фирм профессиональные водители грузовиков или автобусов каждый раз перед тем, как сесть за руль, обязательно проходят такое обследование. Алкозамки – это профилактическая мера, а не штрафная санкция.

 

- Если говорить о санкциях, в Нидерландах за что можно потерять водительские права?

- За вождение в пьяном виде, конечно, можно. Или за слишком быструю езду.

 

- ВОЗ среди основных способов снижения травматизма на дорогах называет ряд мер, среди которых круговые перекрестки, разделительные барьеры на дорогах, ограничение скорости, ремни безопасности, фоторадары, доведение расследований ДТП до конца и наказание виновных… Что важнее? 

- Все эти меры очень важны. На дорогах внутри населенных пунктов круговые перекрестки являются прекрасным средством, обеспечивающим безопасность.

 

- В Нидерландах каждый перекресток -  круговой?

- Нет, не все, но их много. Опасные перекрестки переоборудуют в круговые, и это дает колоссальный эффект. 

Но я уверена: нет одной меры обеспечения безопасности, которая была бы самой лучшей. Здесь речь идет о комбинации различных путей. Вся философия Программы «На пути к устойчивому безопасному движению» состоит в одновременном использовании целого пакета мер, в их комбинации. Это значительно эффективнее, чем отдельные разрозненные меры.

 

- В последнее время в России большое внимание уделяется воспитательной работе. Детей обучают ПДД и в школе, и в рамках специальных организаций в качестве «юных инспекторов дорожного движения». Сотрудники дорожной полиции проводят кампании «Пристегнись», «Засветись», СМИ делают специальные передачи на радио и телевидении. Сколько процентов несчастных случаев на дороге, по опыту вашей страны, можно предотвратить с помощью информации и образования?

- Очень сложно оценить с научной точки зрения, каков эффект образования и профилактики в предотвращении ДТП. Ведь так много разных факторов оказывают влияние на возникновение и предотвращение ДТП. Не сомневаюсь, что образовательные программы - очень хорошее дело, они обязательно должны быть, но одной профилактикой проблему безопасности движения не решить. 


Как бы ни были обучены правилам дорожного движения дети и их родители, это не спасет от ДТП, если дороги плохи, если нет тротуаров, а все вынуждены ходить по проезжей части. Уверена, одной просветительской работы недостаточно, необходим пакет мер, включающий грамотную инфраструктуру безопасности и другую профилактическую работу.

Подготовлено пресс-службой ФКУ «Дирекция Программы ПБДД»