Французским экспертам по безопасности на дорогах понравились российские пешеходы

В ноябре в Москве прошла встреча ведущих экспертов Межведомственного центра безопасности дорожного движения Франции с представителями ГИБДД МВД России. Главная тема - обмен опытом в рамках международного полицейского сотрудничества в сфере дорожной безопасности. Тьерри Де Вильд, генерал-майор полиции, атташе по вопросам внутренней безопасности при посольстве Франции в Москве, рассказал читателям портала Программы по безопасности дорожного движения о том, что нового из опыта Франции было бы полезно применить в России и какие российские решения заинтересовали Париж.
- Г-н Де Вильд, какие новации в сфере обеспечения безопасности на дорогах привезли французские коллеги в Россию?
- Цель визита - вновь запустить сотрудничество между нашими странами в это сфере. Одним из приезжавших в Москву экспертов был сотрудник миссии ООН, где сопредседателем рабочей группы по безопасности дорожного движения является и представитель России. Практическое сотрудничество на высоком уровне существует уже давно. Для российских и французских экспертов важно встречаться регулярно, чтобы делиться практикой работы по снижению смертности на дорогах. Делегации обменивались мнениями по практической организации дорожного движения на такой большой территории как Москва и в такой большой стране как Россия. Потому что сейчас во Франции много делается для того, чтобы обеспечить безопасное дорожное движение в большом регионе Иль-де-Франс, то есть на территории Большого Парижа.
Одной из тем, естественно, была тема камер фиксации нарушений правил дорожного движения. В ходе консультаций выяснилось, что в России камеры такого вида используются в основном для фиксации превышения скорости. Тогда как во Франции такие камеры используют для фиксации гораздо большего числа типов нарушений. В частности, этот метод используется, чтобы бороться с выездами на загруженный перекресток, что создает заторы, выявлять заторы на перекрестках, фиксировать факты непропуска пешеходов на пешеходных переходах, фактов использования мобильных телефонов водителями. Кроме того, камеры фиксации способны обнаружить тех водителей, которые не пристегиваются ремнями безопасности, выезжают на дорожки для велосипедистов, и тех мотоциклистов, кто не пользуется шлемами.
Российские коллеги заинтересовались тем, как во Франции камерами фиксируется большое число разных нарушений. Вопрос более широкого применения камер фиксации - одно из направлений нашего сотрудничества: в России камеры тоже смогут фиксировать большое число правонарушений.
- Вы правы, у нас повсеместно камеры фиксируют превышение скорости, и, как говорят некоторые эксперты, только одна система способна регистрировать автомобили, не пропускающие пешеходов на переходах на зеленый сигнал светофора. А фиксируют ли ваши камеры тех, кто не платит налоги, штрафы, алименты?
- Наши камеры не имеют возможности идентифицировать лица людей…
- А по номерам машин?
- Расшифровкой номерных знаков занимается другая система, которую Франция разрабатывает в партнерстве с другими странами Евросоюза, в частности, со странами Бенилюкса. Система используется в том числе и для борьбы с перевозчиками наркотиков. Номера машин, перевозящих наркотики, известны, с помощью таких камер полиция может проследить пути перевозки наркотиков за пределы Бенилюкса.
- Перевозчики наркотиков интересуют больше, чем неплательщики налогов?
- Те, кто не платит налогов, лишены возможности путешествовать. Их имена внесены в особый реестр Казначейства, их задержат в любом аэропорту.
- В России тоже задерживают неплательщиков в аэропортах. А на внутренних маршрутах, как пишут СМИ, планируется их выявлять по номерам машин с помощью камер фиксации. Кроме того, с помощью этих систем планируют искать тех, кто ездит без страховки. У вас такая практика применяется?
- Во Франции это вопрос из сферы защиты персональных данных. Те системы, которые мы устанавливаем на дорогах, предназначены для обеспечения безопасности движения. Их использование для других целей нарушило бы закон об их использовании по назначению. Камеры фиксации могут быть задействованы не по назначению в критических случаях: например, похищен ребенок, известно, что его увезли на машине. Тогда в рамках уголовного дела по постановлению судьи могут быть взяты показания камер фиксации, чтобы определить, куда исчез преступник.
- А что из российской практики заинтересовало Францию?
- Прежде всего, интересна российская практика указания на пешеходных переходах времени ожидания для пешеходов и времени проезда для транспорта – этого нет во Франции.
Французские коллеги были приятно удивлены тем, как дисциплинированно российские пешеходы пересекают улицы. У нас на переходах не все соблюдают правила, поэтому, к сожалению, здесь происходит много смертельных случаев.
Думаю, показ на табло времени, оставшегося для пересечения пешеходного перехода, хорошо дисциплинирует людей и помогает избежать несчастных случаев.
У нас для предотвращения ДТП на пешеходных переходах используется 3-D – раскраска, создающая иллюзию препятствия перед водителем. Она вынуждает тормозить.
Думаю, что и та, и другая сторона имеет положительные примеры способов снижения смертности на дорогах. Этот показатель сегодня высок, хотя в последнее время снижается благодаря видеофикcации и другим мерам, которые были приняты.
- Как давно Франция использует камеры дорожного контроля и какой эффект они оказывают на безопасность дорожного движения?
- Существуют различные типы камер видеофиксации. В Париже 30 лет назад были установлены камеры, чтобы следить за движением, в частности, чтобы можно было быстро найти место аварии. Эти камеры не были предназначены для того, чтобы фиксировать правонарушения. В 2003-2004 гг начали устанавливать камеры для фиксации нарушений скорости.
Первое время их плохо воспринимало население: жители старались их сломать. Многие считали, что камеры - слишком легкий способ зарабатывания денег государством, поскольку государство cделало уплату штрафов неизбежной. Во французской традиции было принято иметь друга-полицейского, который мог бы аннулировать штраф за превышение скорости. И эта традиции была крепка.
- Что же это, коррупция?
- Нет. Коррупция предполагает передачу материальных ценностей в обмен на выполнение каких-либо действий. Здесь не было передачи ценностей, это были дружеские действия, потому что «это мой друг - и я его попросил». Даже если предположить, что кто-то из полицейских и получал бутылку вина, это было скорее исключением. В основном, это делалось из дружеских или семейных чувств.
Сейчас во Франции работают 4418 камер автоматической фиксации нарушений, 2502 радара, фиксирующих превышение скорости. Они установлены на больших и второстепенных дорогах, где отмечено большое число случаев превышения скорости. Такие камеры с 2003 года работают на Окружном бульваре Парижа. Дело в том, что там по ночам устраивали гонки со скоростями до 200 км/ч на дорогих автомобилях. Естественно, там происходили очень тяжелые ДТП. С тех пор, как были установлены камеры и снизили разрешенную скорость с 80 км/ч до 70 км/ч, число ДТП со смертельными исходами значительно снизилось.
Во Франции 687 радаров расположены на светофорах там, где на перекрестках происходит много аварий. В распоряжении полиции есть 501 передвижной радар, они используются для контроля в тех местах, где есть проблемы превышения скорости.
В 2000-х годах во Франции прошла кампания по оснащению всех регионов радарами для фиксации превышения скорости. Так, если жители жаловались, что автомобили очень быстро движутся у школы, туда приходил полицейский с радаром и изучал этот вопрос. Это хорошо повлияло на дорожно-транспортную ситуацию.
На железнодорожных переездах установлено 78 комплексов, фиксирующих скорости автомобилей: ведь многие автомобилисты не хотят останавливаться на закрывающихся шлагбаумах и продолжают двигаться. Несчастные случаи с участием железнодорожного транспорта происходят очень часто. А комплексы фиксации нарушений заставляют людей пережидать на переезде, пока проедет поезд.
Мобильными радарами оснащены 398 автомобилей полиции. Эти авто не имеют полицейской раскраски. Они движутся по дорогам. Если их обгоняет водитель с превышением скорости, то это нарушение фиксируется.
Передвижные радары устанавливаются и там, где проводят дорожные работы, чтобы обеспечить безопасность людей.
Все эти комплексы позволяют зафиксировать 1,8 миллиона правонарушений за год. Все данные передаются в автоматическом режиме в Единый центр видеофиксации, находящийся в Ренне. В Центре полицейские составляют акты по материалам и высылают постановления о штрафах.
- Велики ли штрафы относительно зарплаты?
- Да. Во-первых, они достаточно высоки, во-вторых, сопровождаются снятием баллов. Тема балльной системы заинтересовала российских коллег. А суть ее проста: если вы неопытный водитель, вам на три года дают только 6 баллов. Опытный водитель получает 12 баллов. Эти баллы могут быстро закончиться: если вы не пропускаете пешехода на переходе, у вас сразу снимают 6 баллов. При большом превышении скорости – тоже минус 6 баллов. Очень скоро можно оказаться с нулем балов на правах, что означает аннулирование прав. Чтобы получит их снова, нужно вновь сдавать экзамены на права – а это во Франции дорогостоящая процедура.
- А много ли тех, кто садится за руль без прав?
- Есть те, кто управляет автомобилем без прав, но это преступление. И они оказываются в тюрьме.
- Насколько это составляет проблему?
- Это достаточно редкий случай. Люди без прав катаются на мопедах. С 2003 года эта политика, которую мы проводим для обеспечения безопасности на дорогах, позволила нам уменьшить число смертельных исходов с 7 тыс до 3,445 тыс в 2017 г, то есть практически в два раза. Число погибших изменилось с 10 на 100 тысяч населения до 5 на 100 тысяч.
В России 19 погибших на 100 тыс по данным 2017 года. И, как я заметил, в течение последних 10 лет эта цифра имеет тенденцию к росту.
- Объясняют это ростом числа транспортных средств на дорогах России…
- Если сравнивать число погибших в Москве и Большом Париже, число автомобилей и число жителей, мы находимся примерно на одинаковом уровне. Это говорит о том, что основное число ДТП со смертельными исходами приходится не на большие города, а на большие дороги. В больших городах сосредоточены большие силы, которые занимаются безопасностью дорожного движения. Также здесь из-за пробок невысокие скорости движения. Самый высокий уровень смертности – на трассах вне городов.
- Камера фотовидеофиксации – бесспорно, большой мотивирующий фактор соблюдения ПДД. Но есть еще другие средства обеспечения безопасности: инфраструктура магистралей, скоростной режим, особенности конструкции автомобилей, ремни безопасности и детские удерживающие устройства, штрафы, воспитание граждан? Как это работает во Франции?
- Мы занялись серьезно вопросами дорожной безопасности в 1972 году, когда число погибших на дорогах страны составило 18 тыс.
В маленьком городе Мимизан, численность населения которого составляла 18 тыс человек, прошел своеобразный флешмоб. Все люди вышли на улицы и легли, показывая, как будто они умерли, что целый город мертв. Это оказало большое влияние на жителей Франции, заставило людей задуматься. Во многих семьях были раненые и погибшие в ДТП, но когда люди увидели мертвым целый город… С этого времени использование ремней безопасности стало обязательным. Число погибших в ДТП уменьшилось на 4 тыс человек.
Затем каждый год мы принимали те или иные меры по безопасности, каждая из которых приносила свой эффект: езда мотоциклов с обязательными зажженными фарами, шлемы мотоциклистов, правила проезда круговых перекрестков, реформа правил получения водительского удостоверения (переход к двухэтапному формату: сначала теория, затем практика после 20 обязательных учебных часов), технический контроль всех автомобилей. Была принята целая система мер, что и привело в последние 40 лет к результату. Мы задействовали все меры: от репрессивных до технологических (улучшение инфраструктуры, обучение водительскому мастерству и ПДД).
Сейчас наибольшее внимание, полагаю, следует уделить вопросам обучения поведению на дорогах, причем обучения не только детей, но и пожилых людей, которые нередко идут с рынка с тележкой, проходя между двумя грузовиками так, будто их нет вовсе. Мы проводим занятия не только в школах, но и в домах престарелых.
- Судя по графику снижения аварийности, с 2010-2011 года, когда начались конфликты в Северной Африке и на Ближнем Востоке, и в Европу хлынули потоки беженцев, ситуация с дорожной безопасностью почти не изменилась. Почему?
- Во Франции признают водительские удостоверения далеко не всех стран, беженцы обязаны получать права по французским законам.
- Но их большая часть становится пешеходами, так?
- Не иностранцы являются главными нарушителями правил дорожного движения, а французы. Мы очень любим указывать на тех, кто не похож на нас, забывая о том, что сами ведем себя не так, как надо. Люди стараются перенять манеру поведения людей той страны, в которую приехали, поэтому их поведение не усугубляет дорожной обстановки.
- Почему по правилам безопасности детей в креслах перевозят спиной вперед?
- Спиной вперед в 5 раз безопаснее, чем лицом вперед, о чем свидетельствует краш-тест детского кресла. Эта позиция обязательна для детей до 4 лет.
- В России, особенно в крупных городах, в последнее время возник вопрос правоотношений между водителями, пешеходами с одной стороны и пользователями электротранспорта – с другой. Речь идет об электросамокатах, моноколесах, гироскутерах, электрических велосипедах. Возникает конфликт: с одной стороны – это не пешеходы, с другой – не водители. Возникает правовая неопределенность: к какому виду участников дорожного движения их причислять? Они движутся по проезжей части и по пешеходной, причиняя дискомфорт как водителям, так и пешеходам. Как этот вопрос решается во Франции?
- Во Франции точно такие же проблемы. Электротранспорт не имеет законного статуса. Мы говорили с российскими коллегами об этом. Кроме того, этот вопрос обсуждается и в рабочей группе ООН по безопасности дорожного движения. Мы рассказали о том, какие решения принимаем на практике. Обычные средства передвижения, например, самокат, рассматриваются как пешеходы, если скорость движения не превышает 6 км/ч. Электрические транспортные средства могут ехать с большой скоростью. Во Франции запрещено движение со скоростью больше 25 км/ч, но на рынке существуют модели, которые могут развивать большие скорости.
Мировая тенденция состоит в том, что осуществляется попытка «выйти из автомобиля», чтобы он перестал быть основным средством передвижения... 90% перемещений людей в городе – это дорога из дома на работу. Во Франции это расстояние в среднем составляет полтора километра, но человек садится в машину и едет. Использование новых средств передвижения влияет на уменьшение парникового эффекта и ряда параметров качества среды, за улучшение которых сейчас выступает весь мир. Возможность использовать новые виды транспорта интересует мировое сообщество.
Нам нужно подумать, как можно по-другому разделить дорожное пространство, выделив полосы для транспорта, пешеходов и новых средств передвижения.
- Это было бы справедливо!
- Я был удивлен, когда, приехав в Москву, оказался на тротуаре среди электроколес и электросамокатов. Город прекрасно сделан для пеших прогулок, но никто не подумал, что существуют велосипедисты и скутеристы: для них выделено очень мало дорожек. Обратил внимание, что в Москве меньше мотоциклистов и скутеристов, чем в Париже. Но, учитывая число пробок, нужно ждать роста числа пользователей малых видов транспорта. Об этом нужно думать уже сейчас: как приспособить город к новым транспортным средствам, чтобы они были использованы более эффективно.
Дирекция Программы ПБДД выражает глубокую признательность посольству Франции в РФ за содействие в подготовке материала