Семинары по БДД: кибербезопасность выходит на первый план

6 Декабря 2019

Обсуждение БДД идет в Москве в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг» 

Четвертый заключительный день работы семинаров по обеспечению безопасности дорожного движения начался с обсуждения темы безопасности в контексте развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС).  

Олег Съедин, завотделом ОАО «НИИАТ», рассказал о концепции обеспечения безопасности с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах общего пользования.  Он отметил, что принципы отношений беспилотного транспорта с остальными средствами передвижения обсуждаются на крупных мировых дискуссионных площадках. Общее мнение состоит в том, что беспилотный транспорт должен в ходе испытаний использовать не только свои сенсоры, но и всю инфраструктуру дороги. По его словам, это необходимое условие безопасности. Технические средства должны быть обязательно подключены друг к другу – это необходимо для обмена информацией. В основе управления транспортным потоком лежит ИТС, отметил он. По словам Съедина, одно из ключевых требований развития сферы автоматизированных машин – испытания на дорогах общего пользования.

Особый вопрос – кибернетическая безопасность автоматизированного технического средства и ИТС в целом. Эта тема станет основной, когда машины такого типа выйдут на дороги. В конечном итоге, именно этот фактор будет определять безопасность дорожного движения.  

По мнению Олега Съедина, автомобиль еще долго не сможет двигаться без оператора на борту: по крайней мере, до внесения поправок в Венскую конвенцию или же до принятия совершенно нового международного документа. Иными словами, водитель нужен будет еще довольно длительное время, особенно в районах, не покрытых необходимой дорожной инфраструктурой. Вместе с тем, квалификация человека за рулем должна быть более высокой.

На сегодняшний день беспилотное движение в России организовать можно, но не везде, полагает он. Там, где нет обеспеченного сетевого взаимодействия, нет и безопасного движения. Это вопрос номер 1 сейчас, отметил он.

Кроме того, переход на беспилотники не обеспечен с точки зрения правовой. Необходимо переработать массу стандартов допуска автомобиля на дорогу. Нет и релевантных кадров: таких специалистов еще надо готовить.

По мнению Виталия Денисенко из МАДИ, для того, чтобы безопасно выпустить беспилотные машины на дорогу, необходим синтез «машинного зрения» и системы наблюдения на дорогах.  Вуз в настоящее время изучает различные сценарии взаимодействия транспортных средств с дорогой и другим транспортом в рамках цифровых моделей дорог.

Подготовлено пресс-службой ФКУ «Дирекция Программы ПБДД»