Спутниковые системы навигации

NAVSTAR GPS (англ. NAVigation Satellites providing Time And Range; Global Positioning System — обеспечивающие измерение времени и расстояния навигационные спутники; глобальная система позиционирования) — спутниковая система навигации, часто именуемая GPS. Позволяет в любом месте Земли (включая приполярные области), почти при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США.

Основной принцип использования системы — определение местоположения путем измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами — спутников. Расстояние вычисляется по времени задержки распространения сигнала от посылки его спутником до приема антенной GPS-приемника. То есть, для определения трехмерных координат GPS-приемнику нужно знать расстояние до трех спутников и время GPS системы. Таким образом, для определения координат и высоты приемника, используются сигналы как минимум с четырех спутников.

Galileo

Галилео (Galileo) — европейский проект спутниковой системы навигации. Европейская система предназначена для решения навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью менее одного метра. Ныне существующие GPS-приемники не смогут принимать и обрабатывать сигналы со спутников Галилео, хотя достигнута договоренность о совместимости и взаимодополнению с системой NAVSTAR GPS третьего поколения. Так как финансирование проекта будет осуществляться в том числе за счет продажи лицензий производителям приемников, следует так же ожидать, что цена на последние будет несколько выше сегодняшних.

Помимо стран европейского сообщества достигнуты договоренности на участие в проекте с государствами — Китай, Израиль, Южная Корея, Украина и Россия. Кроме того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что Галилео войдет в строй в 2013, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (27 операционных и 3 резервных). Компания Arianespace заключила договор на 10 ракет-носителей «Союз» для запуска спутников начиная с 2010 года. Космический сегмент будет дополнен наземной инфраструктурой, включающей в себя два центра управления и глобальную сеть передающих и принимающих станций.

В отличие от американской GPS и российской ГЛОНАСС, система Галилео не контролируется ни государственными, ни военными учреждениями. Разработку осуществляет ЕКА. Общие затраты на создание системы оцениваются в 3,8 млрд. евро.

Первый спутник системы Галилео был доставлен на космодром Байконур 30 ноября 2005 года. 28 декабря 2005 года в 8:19 с помощью ракеты-носителя «Союз-ФГ» космический аппарат GIOVE-A (Galileo In-Orbit Validation Element) был выведен на расчетную орбиту высотой более 23000 км с наклонением 56° Масса аппарата 700 кг, габаритные размеры: длина — 1,2 м, диаметр — 1,1 м. Срок активного существования составляет 12 лет.

Службы

Открытая общая служба (англ. Open Service; OS))

Бесплатный сигнал, сопоставимый по точности с ныне существующими системами. Гарантии его получения предоставляться не будут. Благодаря найденному компромиссу с правительством США будет применяться формат данных BOC1.1., что позволит взаимодополнять системы GPS и Галилео.

Служба повышенной надежности (англ. Safety-of-Life Service; SoL)

С гарантиями получения сигнала и системой предупреждения в случае понижения точности определения, предусмотрена прежде всего для использования в авиации и судовой навигации. Надежность будет повышена за счет применения двухдиапазонного приемника (L1: 1559 — 1591 и E5: 1164 — 1215 мГц ).

Коммерческая служба (англ. Commercial Service; CS))

Кодированный сигнал, позволяющий обеспечить точность позиционирования до 10 см и предоставляющийся за отдельную плату. Точность позиционирования увеличивается за счет использования двух дополнительных сигналов (в диапазоне E6 1260-1300 МГц). Права на использование сигнала планируется перепродавать через провайдеров. Предполагается гибкая система оплаты в зависимости от времени использования и вида абонемента.

Правительственная служба (англ. Public Regulated Service; PRS))

Особо надежная и высокоточная служба с использованием кодированного сигнала и строго контролируемым кругом абонентов. Сигнал будет защищен от попыток его симулировать и предназначен прежде всего для использования спецслужбами (полиция, береговая охрана и т.д.), военными и антикризисными штабами в случае чрезвычайных ситуаций.

Поисково-спасательная служба (англ. Search and Rescue; SAR))

Система для обеспечения приема сигналов бедствия и позиционирования места бедствия. Система должна дополнить, а затем и заменить ныне существующую КОСПАС/САРСАТ. Преимуществом системы над последней является более уверенный прием сигнала бедствия вследствие большей близости к земле и геостационарного положения спутников. Система разработана в соответствии с директивами Международной морской организации (IMO) и должна быть включена в Глобальную морскую систему связи при бедствиях и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).

Навигационная система Индии IRNSS

Индийская региональная навигационная спутниковая система (Indian Regional Navigation Satellite System), сокращенно IRNSS, окончательно принятая к реализации правительством Индии. Бюджет проекта составил более 300 миллионов долларов. IRNSS будет обеспечивать только региональное покрытие самой Индии и частей сопредельных государств.

  • Общее количество спутников системы IRNSS: 7.
  • Проектная дата завершения работ: 2011 год.
  • Текущее состояние: первый спутник будет запущен в 2008 году.

Структура

Правительство Индии 9 мая 2006 одобрило проект развертывания Индийской Спутниковой Региональной Системы Навигации (IRNSS) с бюджетом 14.2 миллиарда рупий в течение следующих 6-7 лет. Спутниковая группировка IRNSS будет состоять из семи спутников на геосинхронных орбитах. Причем четыре спутника из семи в IRNSS будут размещены на орбите с наклонением в 29° по отношению к экваториальной плоскости. Все семь спутников будут иметь непрерывную радиовидимость с Индийскими управляющими станциями.

Спутники IRNSS будут использовать платформу, подобную той, которая используется на русском метеорологическом спутнике Kalpana-1 с массой 1330 кг и мощностью солнечных батарей 1400 Вт. Полезная нагрузка будет включать два 40 Вт твердотельных усилителя.

Земной сегмент IRNSS будет иметь станцию мониторинга, станцию резервирования, станцию контроля и управления бортовыми системами. Государственная компания ISRO является ответственной за развертывание IRNSS, которая будет находиться целиком под контролем Индийского правительства. Навигационные приемники, которые будут принимать сигналы IRNSS, также будут разрабатываться, и выпускаться индийскими компаниями.

Бэйдоу

Развертываемая в настоящее время Китаем подсистема GNSS, предназначенная для использования только в этой стране. Особенность — небольшое количество спутников, находящихся на геостационарной орбите.

Во время Олимпиады-2008 в Пекине была использована система мониторинга транспорта.

Система мониторинга транспорта была использована во время проведения Олимпиады-2008 в Пекине (Китай). Система контролировала общественный транспорт, что позволило обеспечить безопасность в местах проведения соревнований. Система мониторинга использовала сигналы от китайской орбитальной системы «Бэйдоу».

OpenStreetMap

OpenStreetMap (OSM; дословно «свободные дорожные карты») — это свободный проект по совместному развитию общедоступных карт и схем городов, улиц, дорог с помощью ручного или автоматического ввода данных, а также получения данных с портативных GPS-приемников. Проект основан в Великобритании в июле 2004 года Стивом Костом (Steve Coast). В апреле 2006 OSM начал регистрацию в качестве фонда. «Фонд OpenStreetMap — международная некоммерческая организация, созданная для поддержки развития и распространения геопространственных данных, а также предоставления возможности использования геопространственных данных кем угодно».

Карты лицензируются под CC-BY-SA 2.0.

Возможности

Необработанные данные, полученные с приемников GPS. Бедфорд, Англия

  • Проект охватывает весь мир.
  • Карты двухмерные, без отображения высот над уровнем моря, изолиний.
  • Существует возможность экспорта карт в форматы PNG, JPEG, SVG, PDF, PostScript.

Формат данных

Подавляющее большинство данных, загружаемых в OSM, выгружаются из переносных устройств спутниковой навигации. Многие участники используют программное обеспечение GPSBabel для конвертации координат из «сырого» (NMEA) или проприетарных форматов в формат GPX (основан на XML). Данные собраны в формате WGS84 в виде широты/долготы и обычно показываются с проекции Меркатора.

OpenStreetMap использует топологическую структуру данных, состоящую из объектов:

  • узел (node);
  • линия, путь (way) — упорядоченный список узлов, составляющих полилинию или полигон;
  • отношение (relation) — группы узлов, линий и других отношений, которым назначаются некоторые свойства;
  • метка (tag) — пары «ключ — значение», могут назначаться узлам, линиям и отношениям.

До версии формата 0.4 также использовался объект сегмент (segment).

Программное обеспечение

Рендеринг и просмотр

Для получения карт в стандартных графических форматах используется два инструмента:

  • Mapnik — рендерер написанный на C++ с открытым исходным кодом, используется для основной карты на сайте OSM;
  • Osmarender — XSLT-шаблоны для получения изображений в формате SVG.

Сайт OpenStreetMap предоставляет веб-страницу для просмотра карт (используется AJAX), подобную используемой в Google Maps. Однако, этот просмотрщик ограничен в количестве одновременно показываемых улиц и может показывать информацию при относительно большом увеличении.

OpenStreetMap Вейбридж, Суррей, Англия

Инструменты для редактирования

Доступны несколько вариантов ПО для редактирования карт:

  • Potlatch — онлайновый Flash-редактор, легкий в освоении. Вкладка Edit на главной странице сайта OpenStreetMap.org;
  • JOSM — оффлайновый редактор, Java-приложение. Наиболее популярный редактор. Обладает широким набором возможностей, поддерживает плагины;
  • Merkaartor — редактор, написанный на C++ и Qt. Отображает редактируемую карту в стиле, похожем на слой Mapnik на сайте;
  • Другие программы могут обмениваться данными с проектом используя XML-RPC.

Перед началом внесения изменений в карты необходимо зарегистрироваться; регистрация бесплатна, поощряется внесение дополнений.

Исходные данные

Данные об основных дорогах обычно получаются из «трека» (следа) терминалов систем спутниковой навигации. Такие треки создаются добровольцами и выполняются в результате путешествий по исследуемому району пешком, на велосипеде или на машине. Для записи трека используется GPS-устройство, связанное с КПК, мобильным телефоном или ноутбуком.

Спутниковые снимки земной поверхности позволяют рисовать, не имея треков, карты крупных городов (для которых имеются снимки высокого разрешения). В качестве источников используются правительственные сервисы, такие как Landsat, Prototype Global Shorelines (PGS) и TIGER, а также картографический сервис Yahoo!.

Канал автодорожных сообщений

Канал автодорожных сообщений (англ. Traffic Message Channel (TMC)) — технология, которая используется для передачи информации о дорожных пробках и неблагоприятных дорожных условиях. Как правило, данные передаются в виде цифровых кодов, с использованием радиосистемы оповещения (FM-RDS) для обычных FM приемников. Данные могут быть также переданы на радио или спутниковое радио. Услуги по передаче данных об автодорожной информации в настоящее время предоставляются государственными и коммерческими компаниями в большинстве стран Европы. Поддержка функций TMC, позволяет увидеть в навигационной системе автомобиля участки дороги с дорожными инцидентами и построить альтернативный маршрут движения для объезда проблемных участков.

Как это работает

Данные о каждом инциденте в дорожном движении передаются как TMC сообщение. Сообщение состоит из кода события, кода местоположения и данных о времени передачи. Коды событий основаны на стандарте Alert C (стандарт ISO EN ISO 14819-6-2007), который содержит перечень из 2048 событий, коды этих событий могут быть переданы на TMC-приемник на языке пользователя. Источником дорожной информации, как правило, являются полицейские службы, камеры слежения на дорогах, данные с устройств контроля дорожного трафика и другие.

Коды местоположения поддерживаются на уровне государств, при этом каждому участку дорожной сети присваивается свой код. Для создания национальной сети необходимо подготовить карты и сертифицировать их в европейской неправительственной организацией «ТМС Форум» (TMC Forum), которая осуществляет координация работ по внедрению технологий и стандартов TMC. После сертификации карт в TMC Forum данные по ним и коды месторасположений становятся доступными для всех членов этой организации в т.ч. для крупнейших производители навигационных систем и карт (в т.ч. NAVTEQ и Tele Atlas), производители автомобилей, радиовещателей, национальных служб управления дорожным движением и др.

Безопасность

В апреле 2007 года на конференции CanSecWest два итальянских хакера (специалиста по безопасности), Андреа Баризани (Andrea Barisani) и Даниэле Бьянко (Daniele Bianco) продемонстрировали, как можно легко посылать ложные сообщения в навигационные системы, принимающих по FM-каналу информацию о дорожном движении. Их доклад по RDS-TMC был опубликован, а подробные инструкции и схемы были размещены в «хакерском» журнале Phrack (выпуск № 64).

То что хакеры потенциально способны эмулировать TMC-сообщения и таким образом вводить в заблуждение водителей использующих навигационные системы (или создавать проблемы для дорожного движения) остается актуальной проблемой, так как большинство европейских каналов, по которым передается информация о дорожной обстановке — не шифруются, а посылаются по TMC (Traffic Message Channel) в рамках RDS-канала. В настоящее время в качестве замены TMC предлагается технологии TPEG (Transport Protocol Experts Group), но в TPEG также отсутствует шифрование, что не решает полностью проблемы. В США и Канаде ситуация с безопасностью TMC обстоит намного лучше так как данные передаются в зашифрованном виде по спутниковым каналам и по беспроводной сети передачи данных DirectBand, также использующей для передачи данных FM-диапазон не занятый радиостанциями. Сеть DirectBand построена и управляется компанией Microsoft и функционирует в 125 городах США и Канады.

Действующие службы передачи дорожной информации

Ниже представлена информация о каналах передачи автодорожной информации (TMC) по странам:

Австралия

Intelematics Australia начала предоставлять услуги RDS-TMC в крупнейших городах Австралии. В настоящий момент эти услуги находятся в стадии тестирования и отладки. Радиовещание осуществляется национальной коммерческой FM радиокомпанией.

Австрия

В Австрии, радиовещательная компания ORF бесплатно передает данные на 9 региональных радиоканалах, данная услуга также поддерживается Федеральным министерством транспорта, инноваций и технологий Австрии (Federal Ministry for Traffic, Innovation and Technology (BMVIT)). Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (ASFINAG) отвечает за установление кодов местоположений в дорожной сети.

Бельгия

В Бельгии бесплатное вещание TMC поддерживается тремя радиокомпаниями:

  • VRT — служба TIC-VL на канале Radio 2, зона покрытия Фландрия, данные представляются Verkeerscentrum Antwerpen.
  • RTBF — служба CLASS.21 на канале Classic 21, зона покрытия Валлония, данные представляются Centre PEREX of the Ministere de l’Equipement et des Transports (MET) совместно с компанией TMC4U.
  • 4FM — служба ViaTMC от комании Vialis, которая также поддерживает TMC услуги в Нидерландах, зона покрытия Фландрия, данные представляются Verkeerscentrum Antwerpen и PEREX и покрытвают все регионы Бельгии.

Коммерческие TMC услуги планируют представлять Be-Mobile, в сотрудничестве с Proximus и Touring Mobilis. Коды месторасположений по заказу ряда региональных властей были разработаны компанией Tritel.

Великобритания

Частная компаний iTIS Holdings обеспечивает коммерческие TMC услуги iTMC по всей Англии. Данные передаются на канале Classic FM. Плата за услуги взимается во время покупки автомобиля или при покупке навигационной системы. Служба использует данные собранные с датчиков установленных на автомобилях (Floating Vehicle Data system) в системе задействовано около 50 тыс. автомобилей (Eddie Stobart haulage установила систему на 750 авто, The Automobile Association (AA Patrol) на 3,800, National Express на 530).

Служба RAC Live поддерживается RAC Trafficmaster Telematics (RTT) (RTT) совместным (50-50) предприятием RAC Motoring Services and Trafficmaster. Вещание обеспечивается на 3-х коммерческих радиоканалах GWR, Capital radio и Chrysalis, которые вместе покрывают всю материковую часть Британии. Для измерения скорости движения эта служба использует дорожную инфраструктуру и в т.ч. установленные каждые несколько миль датчики, оборудованные системой распознования номеров.

Обе службы разрабатывают собственные таблицы с кодами местоположений.

Германия

В Германии доступны бесплатные и коммерческие TMC службы. Бесплатные данные TMC могут быть получены на нескольких радиостанциях. Платная служба TMCpro предоставляется T-Systems Traffic,дочерней компанией T-Systems. Данная услуга с начала 2005 г. доступна во всей Германии. Данные предоставляются ddg Gesellschaft fur Verkehrsdaten mbh дочерней компанией T-Systems Traffic GmbH. Данные шифруются в соответсвии со спецификацией TMC Forum.

Разработку кодов местоположений по стране осуществляет BAST (German Federal Highway Research Institute).

Дания

Бесплатный сервис DK-TMC представляется Vejdirektoratet или DRD (Danish Road Directorate), которая также отвечает за разработку кодов местоположений по стране. Радиостанция Danmarks Radio каналы DR, P1, P2, P3, P4.

Иран

TMC cервис поддерживается коммерческой компанией Sam Road — иранским производителем автомобильных навигационных систем. В настоящий момент сервис доступен только для клиентов Sam Road, однако, компания планирует сделать эту услугу общедоступной до 2012 г.

Испания

Бесплатная TMC-служба доступна на канале Radio Nacional de Espana. Сервис обеспечивают:

  • SCT — Служба дорожного движения в Каталонии
  • DT в Basque Country Autonomous Community
  • DGT (Traffic General Directorate) служба дорожного движения в остальных регионах страны.

Дорожная сеть покрывает автомагистрали, дороги национального и первого уровня. Кроме того, RACC ведет работу по созданию TMC-служб в крупнейших городах,планируя начать с Севильи и Барселоны. Вещание будет осуществляться на Radio Nacional de Espana (RNE 2).

Разработку кодов местоположений осуществляет DGT, Direccion General de Trafico.

Италия

С 1 июля 1998 бесплатные RDS-TMC услуги предоставляет CCISS (National Traffic Information Centre). Вещание в сети RAI на Radio 1. Зона покрытия Северная Италия, от Турина до Венеции.

Другая служба TMC поддерживается коммерческой радиостанцией RTL в сотрудничестве с InfoBlu, Вещание на радиостанции RTL 102.5. Для использование услуги необходимо специальное программное обеспечение для приемника. Зона покрытия 90% площади Италии.

Разработку кодов местоположений осуществляет RAI-CCISS.

Нидерланды

Услуги TMC предоставляются TMC4U. В настоящий момент эти услуги бесплатны, но планируется ввод платных услуг. Передача данных осуществляется на радиоканалах SkyRadio, Radio Veronica, Radio 1 и Radio 3. Вторая служба ViaTMC предоставляется команией Vialis’. Передача данных осуществляется на радиоканалах Q-music, BNR Nieuwsradio и Radio 538. Данные о пробках, дорожных работах и т.д. идентичны в обеих службах, но данные с радаров скорости дорожного движения собираются и предоставляются независимо.

Разработку кодов местоположений осуществляет AVV Transport Research Centre.

Норвегия

Бесплатная служба TMC в Норвегии доступна только в ряде регионов (Ostfold, Акерсхус и Осло), зона покрытия расширяется с целью охвата всей территории страны. Вещание в сети NRK на P1.

Разработку кодов местоположений осуществляет Statens Vegvesen — Норвежская государственная дорожная администрация (Norwegian Public Roads Administration (NPRA)).

Финляндия

В Финляндии платная услуга TMC предоставляется компанией Destia. Зона покрытия все крупные города и дороги (1-999), т.о. сервис покрывает всю страну. TMC сообщения передаются национальным радиовещателем YLE Radio Suomi. Для сбора данных о трафике Destia использует данные дорожных камер, спец.устройства и данные партнерских компаний. Передаваемые данные шифруются на основе спецификаций, разработанных TMC Forum.

Франция

Во Франции есть бесплатные и коммерческие TMC службы.

Бесплатные услуги предоставляется операторами платных автомагистралей (AREA, ASF, ATMB, Cofiroute, ESCOTA, SANEF, SAPN, SAPRR, SFTRF и SMTPC). TMC данные вещаются на канале 107.7, зона покрытия — вдоль платных автомагистралей.

Платная служба V-Trafic обеспечивается компанией Mediamobile. Это партнерство между TDF, Renault, Trafficmaster and Cofiroute. Вещание на частотах France Inter, зона покрытия вся страна (главные автомагистрали и Париж). Первоначально услуга была бесплатной, но сейчас ее сделали платной. Хотя TMC-данные не шифруются для ограничения доступа используется альтернативная таблица кодов местоположений. Подобный метод признан в TMC Forum как «interim encription». Служба имеет около 60000 клиентов.

Совместная служба ViaMichelin и Carte Blanche вещается в сети Towercast. В сентябре 2005 PSA Peugeot Citroen подписала партнерское соглашение с ViaMichelin об использования данных о трафике в своих навигационных систем.

Разработку кодов местоположений по стране осуществляет государственное агентство SETRA (около 20000 месторасположений. SETRA также разрабатывает коды месторасположений для Андорры.

Чехия

В Чехии с января 2006 работают 2 службы TMC:

  • Служба DIC PRAHA доступна в Праге, вещание на радиостанции Cesky Rozhlas — канал Regina (92.6 MHz). Услуги представляются TSK-PRAHA (Communication Technical Administration). Данные — информация о дорожных инцидентах, представляются центром дорожного движения Праги (TIC Praha);
  • Совместная служба Teleasist и Global Assistance зона покрытия вся страна, однако, данные менее детальны чем в DIC Praha. Радиостанция Cesky Rozhlas — CRo1 Radiozurnal.

Развитие TMC услуг координируется CEDA, которая также отвечает за разработки кодов местоположений по стране.

Швеция

Бесплатная TMC-служба предоставляется Шведской дорожной администрацией (Swedish Road Administration (SRA или Vagverket), которая также отвечает за разработку кодов местоположений.

Швеция разделена на 8 зон вещания, для передачи данных только о локальном трафике. Зона покрытия магистрали европейского, национального и регионального уровня, данные TMC включают информацию о дорожно-транспортных происшествиях, дорожных работах и погоде. Вещание в сети Sveriges Radio на SR P3.

Швейцария

TMC служба обеспечивается компанией Viasuisse, вещание осуществляется Swiss Broadcasting Corporation на канале FM chain 1.

За разработку кодов местоположений отвечает Swiss Federal Roads Authority FEDRO но их разработка осуществляется B+S Ingenieur (Bundesamt fur Strassen).

США и Канада

XM Satellite Radio и Sirius Satellite Radio передают сообщения TMC на всей территории США. Услуги TMC также представляют Clear Channel и Tele Atlas используя FM-RDS в 77 городах США и в 3-х регионах Канады. Коропрация Microsoft поддерживает собственную беспроводную сеть DirectBand, охватывающую 125 городов США и 3 города Канады, в которой также передаются TMC сообщения в FM-диапазоне. В сентябре 2007 г. Microsoft выпустила автомобильную навигационную систему MS Streets & Trips, соединяющую в себе три компонента — картографическое ПО и два приемника: GPS и MSN Direct. Последний снабжает пользователя сведениями о дорожном трафике и ценах на бензин в каждой заправке, мимо которой он проезжает. Помимо этого новинка интегрирована со справочником Live Search Maps, позволяющим путешественникам получить информацию о придорожной инфраструктуре в любом интересующем их районе. Общее число объектов, включенных в Live Search Maps, достигает 1,6 млн., среди них — банкоматы, гостиницы, рестораны и различные достопримечательности. Глобальный поставщик цифровых карт для автомобильных навигационных устройств NAVTEQ в ноябре 2006 г. купил компанию Traffic.com (штаб-квартира г Уэйн, штат Пенсильвания, образована в 1998 г.), которая предоставляет платную информацию о состоянии дорожного движения в 50 крупнейших городах страны. Услугами Traffic.com пользуются правительственные и коммерческие организации, различные электронные СМИ в т.ч. AOL, Microsoft, The Weather Channel, Comcast, Garmin and XM Satellite Radio.

Планы внедрения служб TMC в других регионах

Внедрение служб TMC планируется в Португалии и Венгрии (тестовое вещание планируется во второй половине 2008). В Ирландии и Люксембурге ввод TMC-служб пока не планируется. В Польше частная радиостанция делала тестовый запуск, но и Главное управление по делам национальных дорог и магистралей (General Directorate for National Roads and Motorways GDDKIA) пока не приняло решение о полном внедрении. В Дубае коды местоположений сертифицированы в TMC Forum. В Турции ввод службы TMC только планируется.

В Китае пока проводятся исследования для выбора технологии на которой будет базироваться информационная служба о дорожном движени. Основные претенденты японская система VICS и европейская TMC. Тем не менее, таблица кодов местоположений уже сертифицирована в TMC Forum.

Перспективы TMC в России

Для создания канала автодорожной информации в России необходимо решить ряд организационных, финансовых и технологической вопросов:

  • Организационные: Принятие решения Министерством транспорта о том, какая организация будет уполномоченным агентом по управлению TMC-кодами на территории России, данная организация должна быть согласована с организацией, осуществляющей координацию ТМС-Форум. Однако, в настоящий момент членами ТМС-Форум;
  • Финансовые: Сбор, обработка и передачи информации о дорожных инцидентах требует существенных затрат. В большинстве стран услуга TMC доступна бесплатно, а финансирование необходимой инфраструктуры осуществляется за счет государства т.к. наличие оперативной информации о состоянии дорог позволяет повысить эффективность использования дорожной инфраструктуры обществом. В ряде стран плата за использование TMC услуг взимается с пользователей при покупке навигационной системы (разовую сумму выплаты поставщику передается поставщику информации о пробках для компенсации его расходов);
  • Технологические: здесь большинство вопросов уже решено — навигационные карты для России разработаны несколькими компаниями, RDS-вещание освоено большинством радиостанций, процессы сбора информации о пробках отлажены компанией «СМИлинк». Однако, для запуска TMC-вещания необходимо интегрировать отдельные решения, что возможно только после решения вышеописанных организационных и финансовых вопросов.

Потенциально в создании сервиса TMC в России могла бы быть задействована компания «СМИлинк». Источником дорожной информации у компании являются установленные «Юнайтед ТелеКомом» радиолокационные датчики, принадлежащие ГИБДД (система «Старт») и московскому правительству. Часть информации собирается после обработки данных видеокамер и данных со специальных GPS-систем, установленных на разъезжающих по городу автомобилях. В настоящий момент источником доходов компании являются:

  • частные клиенты, которые получают информация о дорожных пробках за ежемесячную абонентскую плату по GPRS-каналу или платят за звонок в call-центр «СМИлинк»;
  • радиостанции и телеканалы, которые передают информацию о пробках в выпусках новостей;
  • интернет-сайты, самый известный из которых «Яндекс.Пробки».

Гендиректор «СМИлинк» Павел Гольдин заявлял о готовности адаптировать свои данные под технологии TMC.

Однако, ключевым и не решенным пока вопросом остается механизм финансирования службы TMC в случае ее создания.

17 июня 2005 года Министр транспорта РФ коснулся темы обработки данных о пробках в навигационных системах и заявил, что государство в лице Минтранса России и Роскартографии будет активно работать с частным бизнесом для поддержки "российской навигации во всех аспектах«.Однако с того времени никакой активности Министерства транспорта на данном направлении не замечено.

О планах участия в создании сервиса TMC в России также заявляла компания «Навигационные карты» — российский партнер компании TeleAtlas, выпускающей карты для штатных автомобильных навигационных систем.

Альтернативы TMC

Все большее количество автомобильных навигаторов обладают способностью подключаться к Интернету, не говоря уже о сотовых телефонах с GPS, часто используемых в качестве навигаторов. Поставщики софта для таких систем могут воспользоваться Интернетом (и с успехом пользуются им) для передачи информации о пробках на навигаторы в режиме он-лайн. Вероятно, активное развитие Интернет-вещания о пробках может сделать ТМС вещание менее востребованным, особенно учитывая тот факт, что ТМС разрабатывался для передачи информации о пробках только на автомагистралях, а не в плотной сети города.