Выпил? За руль не садись!

Каждый водитель хоть раз в жизни стоял перед выбором: выпить или поехать за рулем? Немалая часть водителей решала сделать и то и другое, надеясь на удачную дорогу и счастливый случай. В итоге, аварии с пьяными водителями являются одними из самых тяжелых по последствиям. То же самое касается управления транспортным средством в состоянии наркотического или токсического опьянения. Для того, чтобы водители транспортных средств еще раз задумались, а стоит ли управлять машиной в состоянии опьянения, мною и была написана данная статья об ответственности за управление транспортным средством в состоянии «подшофе». К тому же водителю будет полезно знать, что и как должно происходить при возможном требовании сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования.

Начать стоит со ст. 12.8 КоАП РФ, регламентирующей ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения:

1. Управление транспортным средством водителем, находящемся в состоянии опьянения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года. Хотелось бы отметить, что 3 и 4 часть данной статьи вступили в силу с 1 января 2008 года. Вышеуказанная статья неразрывно связана со ст. 27.12 КоАП РФ — Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Согласно данной статье:

* Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в остоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Основаниями для направления на медицинское освидетельствование для сотрудников ГИБДД являются критерии, перечень которых указан в Приложении № 6 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 14.07.2003 г. № 308: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

* Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

* В протоколе указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

* Протокол подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Приказ Министерства здравоохранения РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 года № 308 содержит все нормативы по медицинскому освидетельствованию. Приложение № 3 данного Приказа содержит указания по проведению медицинского освидетельствования (далее по тексту М.О.), вот основные из них.

  1. М.О. проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.
  2. М.О. проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного уполномоченным должностным лицом и водителем транспортного средства.
  3. М.О. проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях). Требования, предъявляемые к таким передвижным пунктам, четко регламентируются в Приложении № 9 к вышеуказанному Приказу.
  4. М.О. проводится врачом, прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования. Прохождение подготовки подтверждается документом произвольной формы с указанием даты выдачи, подписью руководителя наркологического учреждения и печатью учреждения. Срок действия документа составляет 3 года.
  5. По результатам М.О. составляется акт М.О. в 2 экземплярах.
  6. Акт М.О. заполняется на основании документа, удостоверяющего личность, при его отсутствии со слов освидетельствуемого либо лица, его сопровождающего. Все данные указываются полностью, без каких-либо сокращений. Описывается внешний вид, поведение, эмоциональный фон, особенности речи, вегетососудистые реакции, состояние двигательной сферы, жалобы на свое состояние, наличие или отсутствие запаха алкоголя изо рта.
  7. При М.О. могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению.
  8. Технические средства должны быть проверены и их тип должен быть внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерения.
  9. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, кроме алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта.
  10. При М.О. во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты заносятся в акт.
  11. При отказе от М.О. или того или иного вида исследования в рамках проводимого М.О. в журнале делается запись: «От освидетельствования отказался».
  12. На основании результатов М.О. выносится заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования. Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения.
  13. Заключение содержит одну из следующих формулировок:
    • состояние опьянения не установлено;
    • установлено состояние опьянения.
  14. Акт о проведении М.О. оформляется в 2 экземплярах: 1-й выдается должностному лицу, 2-й остается в медицинской организации и хранится в течение 3 лет.

Однако не все водители согласны проходить медицинское освидетельствование, и данный факт служит не в их пользу. Так, ст. 12.2 КоАП РФ предусматривает ответственность водителя за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, согласно которому отказ водителя от законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. С 1 января 2008 года в силу вступила часть вторая данной статьи, которая гласит: «Невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей».

Как вы видите из вышенаписанного, введены новые суровые административные меры, которые, все мы надеемся, будут влиять на поведение наших водителей.