Вождение в разные времена года

Мнение, что весной и летом ездить проще, ошибочно. К тому же, в теплое время года существенно увеличивается количество машин на дорогах, появляются многочисленные «подснежники», что также затрудняет движение и резко увеличивает шансы попасть в пробку. Так что нелишним будет внести коррективы в свой ежедневный маршрут, выезжать заранее или поискать объезды тех мест, где велика вероятность возникновения заторов.

  1. Весна
  2. Осень
  3. Зима

Весна

Ранней весной опасность подстерегает и тех водителей, которые решили остановиться на обочине загородной дороги: здесь колеса нередко вязнут в грунте, а если в сторону кювета есть уклон, машина может запросто сползти. Поэтому для остановки лучше использовать асфальтированные площадки для отдыха и стоянки в стороне от трассы. Если же нужно съехать на обочину, выбирайте участки, засыпанные щебнем, а оказались на грунте — трогайтесь с места аккуратно и плавно.

В загородных поездках обращайте внимание на трактора и грузовики на дороге. С началом весенних полевых работ такой техники появляется все больше. И эти «тихоходы» могут неожиданно выехать вам наперерез, даже на скоростной магистрали. А помимо этого, нанести на дорогу глину и грязь, на которой можно «поскользнуться».

Часто при попытке выбраться с обочины на дорогу колеса упираются в кромку асфальта, скользкую от грязи. Если в данной ситуации попытаться еще больше вывернуть колеса, вполне возможно, что автомобиль резко выбросит поперек проезжей части. Выровняйте колеса, а затем резким движением руля влево-вправо въезжайте на дорогу. Не добавляйте газу, пока оба ведущих колеса не заедут на асфальт. Не забывайте, что дифференциал отключит именно то колесо, которое уже соприкоснулось с асфальтом, а то, что осталось на грунте, будет буксовать.

У любителей природы и дачников — свои проблемы. Далеко не все садовые кооперативы могут похвастаться хорошими дорогами — иногда приходится добираться до места отдыха по грунту. Хуже всего дороги, проложенные по чернозему и глинистым почвам. Чернозем очень вязкий и налипает на колеса, а глина — скользкая. Так как дорога редко бывает строго горизонтальной, машина может сползти в сторону наклона, возможен ее занос и даже разворот. Лучший способ вождения в данной ситуации — медленное плавное движение «в натяг» на пониженных передачах без остановок. Короткие сложные участки можно преодолевать с разгона, но только если вы уверены в отсутствии под водой глубоких ям.

Остерегайтесь луж — они могут скрывать под собой глубокие промоины. Лучшими грунтами в весеннюю распутицу считаются песчаные. Вода легко впитывается в песок, и дорога вполне проходима. Но если на песчаной дороге вы увидели лужу, не пытайтесь форсировать ее сходу. Если вода не ушла вглубь, значит, очень близко слой глины. Проезжающие машины быстро вымывают колесами частицы песка, и с каждым разом колея становится все глубже. При движении по колее самые опасные участки — те, которые скрыты под водой. Поэтому когда есть сомнения в надежности дороги, лучше выбрать другой путь.

Сошедший снег не только обнажил сухой асфальт, но и открыл многочисленные выбоины и вымоины, «начинка» которых сошла вместе с весенними ручейками. Так что знакомая, казалось бы, дорога превращается в неизведанную трассу для слалома.

То же происходит во время ямочного ремонта. При этом следует быть готовым к тому, что водители других машин, объезжая вырезанные куски дороги, могут резко маневрировать и выскакивать на встречную полосу. Если же вы попадаете в такую ситуацию, лучше все же проехать по яме, чем вылетать кому-то в «лоб».

Одиночные препятствия во всю ширину дороги или трамвайные рельсы лучше пересекать под острым углом. Это ослабит удары, передаваемые на кузов. Так же следует проезжать и серию таких препятствий. Но сделать это подчас довольно проблематично — например, не позволяет теснота потока или ПДД. В этом случае оттормаживаться с высокой скорости следует перед выбоиной, а не в ней. Иначе сила инерции загрузит переднюю ось (автомобиль «клюнет носом»), все упругие элементы подвески окажутся максимально сжаты — в результате сильного жесткого удара может пострадать не только подвеска, но и кузов с двигателем.

Осень.

Осенью мокрая листва на дороге существенно снижает коэффициент сцепления, «работая» не хуже банановой кожуры под ногой. Причем зависимость практически прямая — чем больше листьев, тем хуже сцепление. Нормальной работе шины мешают даже сухие листочки. Как следствие — растет тормозной путь, увеличивается риск возникновения заноса при резких разгонах и торможениях. Особенно опасны такие сюрпризы в темное время суток, когда мокрые листья не очень заметны на асфальте.

Стоит ветру подуть сильнее, и листья летят вихрем — иногда создается впечатление, что едешь в снегопад. А пара листочков, попавших под щетки «дворников» во время дождя, может практически полностью лишить вас обзора, так как стеклоочистители будут скользить на них, как на подкладках, и совершенно перестанут выполнять свою функцию. Иногда листья прилипают к поверхности стекла. Один-два «удачно» расположенных листочка могут закрыть обзор через зеркало.

Одно дело — любоваться ковром из листьев в парке, и совсем другое — идти по улице, когда листва летит в лицо. Отворачиваясь, пешеходы могут не заметить автомобиль, выходя на дорогу. Во дворах и возле парков можно встретить мам с маленькими детишками, увлеченно собирающих осенние букеты и совершенно не обращающих внимания на едущие автомобили. Моменты острых ощущений доставляют и владельцы собак, отпускающие своих любимцев побегать в парках. Догоняя листик, собака может внезапно появиться на дороге. Пытаясь уклониться от наезда на животное, водитель нередко разбивает свою (и не только свою!) машину или совершает наезд на пешеходов.

Как правило, при плавном притормаживании опавшая листва не опасна для водителя — до скольжения колес дело не доходит.

А лучше — не тормозить. Ездить в осеннюю пору будет легче, если на мокрой дороге количество торможений снизить до минимума. Перед перекрестками нужно замедляться заблаговременно, используя торможение двигателем, не набирать большую скорость, если впереди — очередное пересечение дорог, запрещающий сигнал светофора или затор.

Если листьями укрыто не все дорожное полотно, а только его фрагменты, целесообразно повременить с торможением несколько секунд и нажимать на тормоз, когда автомобиль съедет на чистую поверхность.

Зима.

Чередование морозов и оттепелей, дождя и снега, смещение средней зимней температуры в «плюсовую» сторону — все это делает эксплуатацию транспорта в зимних условиях крайне непростой, заставляя водителей менять манеру управления автомобилем по нескольку раз за сезон, а то и за день.

Самое большое количество ДТП происходит в момент перехода осени в зиму, после наступления первых заморозков, когда за одну ночь мокрая дорога может превратиться в скользкий ледяной каток, а водители еще не готовы поменять свою летнюю манеру вождения на зимнюю. Но на этом проблемы не заканчиваются, погода в течение зимы не раз еще будет менять мокрый или сухой асфальт на снег или лед.

На скользкой дороге никогда не надо спешить и делать резкие маневры, то есть нельзя резко прибавлять газ и тормозить, выворачивать руль на большой скорости, необоснованно выжимать сцепление и тем более одновременно тормозить. Другими словами, двигаться надо так, как если бы на капоте вашего автомобиля стоял стакан с водой, который вы должны довезти до места назначения, стараясь не расплескать. Особенно надо следовать этому правилу, если приходится ездить на нешипованных шинах, тем более на всесезонных или летних.

Чтобы движение было плавным и размеренным, без резких рывков и торможений, водитель должен выработать у себя умение правильно прогнозировать дорожную ситуацию и принимать соответствующие меры заранее, не допуская критического положения. В свою очередь, для этого надо постоянно «видеть» себя на дороге в окружении других транспортных средств (в том числе и по зеркалам заднего вида), постоянно оценивать свою скорость и скорость соседей, предугадывать свои и чужие маневры в соответствии с получаемой вами информацией и связывать все это с дорожной обстановкой (покрытие, светофоры, повороты, подъемы, спуски и так далее). Светофоры, перекрестки и повороты надо держать в зоне внимания, как только они появятся в поле зрения. Надо помнить, что на спусках, особенно крутых, выполнять любые маневры гораздо опаснее, так как в процесс активно вмешивается вес автомобиля, снижающий эффективность торможения, маневренность и управляемость. Правильный выбор скорости движения — главная составляющая безопасности в этих условиях.

Однако предугадать всё невозможно. Рано или поздно, но каждый водитель попадает в критическую ситуацию, когда счет идет на секунды. Самое главное здесь — иметь до автоматизма отработанные навыки экстренного торможения, выхода из заноса и для начинающих водителей не лишним будет постоянно отрабатывать их на безопасной скользкой площадке, пока не появится уверенность в собственных силах.

Фото 3. Зимнее вождение в сумерках.

И наконец, труднее всего для начинающих водителей, да и для остальных тоже, двигаться в темное время суток по скользкой дороге, когда видимость ограничена и вдобавок ослепляют фары встречных автомобилей.

Вообще говоря, перед зимней эксплуатацией надо с особым вниманием отнестись к техническому состоянию своего автомобиля: следует регулярно проверять его, заправлять системы всеми необходимыми расходными материалами, отрегулировать все световые приборы и системы отопления салона, проверить тормоза, запастись химпрепаратами, облегчающими эксплуатацию автомобиля (размораживатели, антизапотеватели и антиобледенители, незамерзающие жидкости для омывателя лобового стекла и так далее). Надо помнить, что зимой видимость ночью гораздо лучше, когда дорога покрыта снегом, и значительно хуже на мокром и темном асфальте в оттепель. Нужно обращать особое внимание на обзор с водительского места, никогда не начинать движение с запотевшими или обледеневшими стеклами и зеркалами. Лучше подождать 5–10 минут, а во время движения регулярно останавливаться и очищать стекла от грязи. А чтобы избежать сильного обледенения во время ночной стоянки, вечером надо проветрить салон и довести температуру в нем до температуры окружающей среды.

Нестабильность погоды в последнее время — скорее правило, чем исключение. Как только природа вспоминает, что на дворе все-таки зима, на дорогах появляется целый ряд мест, откуда тяжело выехать. Учитывая быстроту изменения погодных условий, лучше избегать парковаться в следующих местах:

  • на скользкой или заснеженной дороге — на подъемах, в глубоком снегу и на обочине — колесами одной стороны (тронуться очень сложно, а иногда и невозможно);
  • на раскатанных ледяных дорожках (если одно колесо попадет на «каток», дифференциал «перебросит» на него крутящий момент, и тронуться не получится);
  • в местах возможного падения сосулек (падающая сосулька легко разбивает стекло и может серьезно повредить кузов);
  • во время оттепели в луже на ночь (замерзнет вода — не выедешь!);
  • в тесных дворах прямо напротив въезда (чтобы не создавать помехи другим и уберечь свою машину, если коллегу занесет);
  • слишком близко от остановок автобусов, троллейбусов и маршруток (там скользко, автобус может занести);
  • на проезжей части улиц на ночь (после работы снегоуборочных машин свою придется откапывать).

Из-за скопившихся сугробов водителям приходится парковаться дальше от бордюров — тем самым они сокращают число полос для движения, и пробки образуются даже там, где обычно можно проехать спокойно. Маленькие улочки становятся практически непроходимыми из-за неубранного снега, образуются колеи, в которых многие автомобили с маленьким клиренсом просто застревают. Парковка во дворах превратилась во внедорожное «трофи» — автомобили невозможно откопать с утра, а вечером еще труднее заехать обратно на парковочное место (фото 4).

Фото 4. Зимняя парковка.

Для парковки нужно выбрать по возможности ровный участок дороги или площадки. При парковке вдоль тротуара дистанция до впереди стоящего автомобиля должна быть больше, чем обычно, ведь при выезде круто повернуть не всегда удается — существует опасность сноса машины и буксования на скользком покрытии. Ставим машину под небольшим углом к бордюру, так, чтобы «нос» смотрел в сторону середины проезжей части. Лучше избегать ситуаций, когда выезжать придется задним ходом (задние стекла могут обледенеть, и видимость ухудшится).

Боковой интервал нужно оставлять больше, чем летом, так как зимняя одежда не даст возможности протиснуться в едва открытую дверь.

Основные правила зимнего троганья (не «газовать», трогаться плавно) уже известны.

На скользком участке дороги машины ведут себя по-разному в зависимости от типа привода. На дорогах с боковым уклоном заднеприводные автомобили стремятся «забросить» в сторону наклона дороги заднюю ось, а у переднеприводных может сместиться передняя часть. Такие же «маневры», только в обе стороны, возможны при выезде со стоянок с накатанными колеями. Особенно неприятно это при движении в городских пробках и выездах с тесных стоянок, поэтому по возможности нужно увеличить боковой интервал и быть готовым парировать смещение в самом начале движения. На заднеприводных авто для этого нужно слегка сбросить газ и погасить начинающийся занос поворотом руля в сторону заноса. Переднеприводные машины требуют поворота руля в ту сторону, куда нужно ехать, с одновременным плавным добавлением «газа», чтобы ведущие колеса «вытянули» автомобиль в нужном направлении.

Бывает, что две-три попытки тронуться ни к чему не приводят. Если под колесами лед, на стоянке можно увеличить коэффициент сцепления, подсыпав под ведущие колеса песок или подложив резиновый коврик.