Вести себя правильно. За детскую безопасность на дороге отвечают взрослые (АиФ № 46/2015)

11 Ноября 2015

Почему надо пользоваться ремнями безопасности и перевозить малышей в детских удерживающих устройствах? Ответы на эти вопросы знают все, кто побывал на специальных тренажёрах ГИБДД.

Ребёнок - как снаряд

Несчастные случаи в транспорте занимают первое место в списке причин смертности и травматизма детей в возрасте до 14 лет. Несмотря на то что эксперты постоянно приводят доказательства того, что удерживающие устройства (авто¬кресла) снижают степень травматизма на 52%, используют их по-прежнему не все родители. Некоторые до сих пор перевозят младенцев на руках, надеясь, что мать удержит своё дитя в любой ситуации. Однако при столкновении на скорости 60 км/ч 6-килограммовый младенец превращается в снаряд весом более 100 кг. Тут никакой инстинкт не спасёт.

Наталья Агре, руководитель организации «Движение без опасности», основываясь на данных ВЦИОМ, утверждает, что за последние 3 года родители-автомобилисты стали на 30% больше пользоваться удерживающими устройствами для маленьких пассажиров (с 20 до 50%). Нередко родители, чтобы избежать лишних трат, просто приобретают накладки на штатные ремни безопасности, чтобы они не проходили по шее ребёнка, и считают, что обезопасили детей. Но при использовании таких накладок нижний ремень оказывается выше пояса, и при ДТП дети получают тяжёлые травмы живота. А есть взрослые, которые покупают дешёвые кресла - как говорится, для инспектора, - чтобы избежать штрафа в 3 тыс. руб. Это в большинстве случаев пластмассовая штамповка, которая не просто не даёт никаких гарантий безопасности своему пассажиру, но ещё может осколками нанести дополнительные травмы. «Мы хотим убедить родителей не просто пользоваться детскими креслами безопасности, но выбирать качественные, сертифицированные изделия, которые наверняка сохранят жизнь и здоровье ребёнка», - настаивает Наталья Агре.

Выбирая детское удерживающее устройство, необходимо соблюдать несколько простых правил:

• автокресло должно соответствовать весу и росту вашего малыша;
• в автокресле ребёнку должно быть удобно (иначе он начинает капризничать и отвлекать водителя), поэтому возьмите его с собой в магазин, чтобы он «примерил» покупку;
• помните, что для детей до 3 лет обязательны внутренние Y-образные или пятиточечные ремни, так как только они смогут предохранить малыша от характерных повреждений брюшной полости и травмы позвоночника;
• на маркировке должен быть значок ECE R44/03 или ECE R44/04, свидетельствующий о его соответствии действующему Европейскому стандарту безопасности;
• детское автокресло должно без проблем переноситься и просто устанавливаться в ваш автомобиль.

Кроме того, важно ещё и правильно пользоваться автокреслом. Например, на прошлой неделе в городе Ревда Свердловской области иномарка на перекрёстке протаранила «Запорожец» с тремя детьми. Старших - 3 и 5 лет - отец перевозил по всем правилам: пристёгнутыми как ремнями безопасности детских автокресел, так и штатными. А автокресло младшей девочки двух лет не было прикреплено к автомобилю. При ДТП ребёнка вместе с креслом бросило вперёд, девочка получила травму и была госпитализирована. Несмотря на то что таких примеров немало, взрослые по-прежнему больше думают о себе. Так, ГИБДД провела опрос: стоит ли законодательно запретить перевозку детей на переднем сиденье авто? 55% из 14,5 тыс. опрошенных ответили, что водитель должен решать сам. Ещё 17% сказали категорическое «нет», потому как «так удобнее». И лишь 27% родителей-автомобилистов согласились с законодательным запретом.

Автобус-тренажёр

Отдельная тема - безопасность в общественном транспорте. Особенно это касается детишек постарше, которым родители доверяют самим добираться, например, до школы. Казалось бы, нехитрая наука: сел и поехал. Но ребёнку следует знать и соблюдать правила. Взрослые должны объяснять, что основная опасность для маленького пассажира - резкое торможение, к которому надо быть готовым:

• ожидать общественный транспорт безопасно только на остановке, причём не на обочине, а подальше от проезжей части;
• входить и выходить можно только после полной остановки транспортного средства;
• в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни;
• уступать места пожилым и больным людям - это не только вежливо, но и одно из правил безопасности, ведь при резком торможении им труднее среагировать и удержаться на ногах;
• запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери во время движения транспорта.
Эти вроде бы банальные знания для взрослого человека могут уберечь ребёнка от серьёзных травм.

В российской Госавтоинспекции есть единственный в стране автобус-тренажёр, который «гастролирует» по школам России и наглядно демонстрирует детям все ЧП, которые могут произойти с пассажирами. Автобус помогает отработать опасные ситуации - например, безопасный выход из транспортного средства. Даёт понимание важности использования ремней безопасности - для этого салон оборудован специальной системой имитации отрыва сидений в момент столкновения. Кроме того, автобус укомплектован генератором дыма для имитации задымления салона, необходимыми наглядными материалами и мультимедийной аппаратурой для демонстрации обучающих фильмов. Столь необычные занятия, проводимые в игровой форме, пользуются большой популярностью у школьников. Тем более что сотрудники ГИБДД помогают ребятам обыграть те стандартные ситуации, в которые чаще всего попадают дети при ДТП. К слову, таких автобусов-тренажёров в мире всего два.

«Светиться» надо

Кроме правил поведения в транспорте есть незыблемое правило для пешеходов на улице, особенно в тёмное время суток: водитель должен увидеть человека, желающего перейти дорогу, заранее! Проведённые эксперименты показали, что в ближнем свете фар человек без светоотражающих элементов становится заметен всего за 25-50 метров. Если же на одежде пешехода есть такие элементы, водитель его увидит за 200 метров и успеет затормозить. Если одежду для самых маленьких, декорированную такими элементами, уже можно найти в  магазинах, то подростков и взрослых ни в какую не заставишь «светиться» в темноте. В одежду для них такие элементы не вшивают, а отдельные аксессуары со светоотражателями покупать мы не приучены. «А сейчас темнеет рано, пешеходов не видно», - посетовала Светлана Орлова, губернатор Владимирской области. Она призналась, что обратилась в Минпромторг для продвижения нового стандарта верхней одежды, производимой в нашей стране. Пока речь идёт о детской одежде, но и о нашивках специальных полосок на взрослые модели стоит задуматься. «Вопрос с Минпромторгом, я думаю, нам удастся решить. Кроме того, будем использовать торговые сети - тоже пригласим их к этой акции, а не только производителей», - пообещала губернатор.

Задействовать бунтарей


В ГИБДД понимают, что одними тренажёрами проблему детской безопасности не решить. «Вопрос детской безопасности в течение уже нескольких десятков лет не уходит на второй план. Недавно мы отметили 40-летие движения юных инспекторов движения. Через этот неформальный вид объединения мы пытаемся научить детей, а также тех, кто находится рядом с ними, правильному дорожному поведению, - рассказывает Виктор Нилов, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции. - Ещё один важный момент: надо обучать не только теории, но и практике. Ведь у ребят навыки применения полученных знаний с учётом сложного городского  движения, массы отвлекающих моментов, неправильного поведения взрослых очень слабы. Поэтому мы нацелили воздействие на детей дошкольного возраста и начальных классов. И сегодня самая младшая часть наших школьников - до 12 лет - оказывается законопослушнее своих старших товарищей. Старшеклассники же, напротив, начинают пренебрегать не только правилами, но и навыками. Это в какой-то степени юношеское противопоставление себя окружающим, бунтарство, и здесь уже должны работать другие методы. Нужно максимально задействовать всё, что касается схожих юношеских увлечений: картинг, вело- и мотоспорт. Тогда ребята в рамках любимого дела начнут понимать необходимость правильного поведения на дороге».

Сотрудники Госавтоинспекции в связке с воспитателями и учителями не только детей, но и их родителей учат быть дисциплинированными участниками дорожного движения. В этом здорово помогают такие акции, как «Шагающий автобус»: группа детей, проживающих в одном микрорайоне, проходит от дома до школы под руководством одного из родителей, который должен обращать внимание ребят на встречающиеся опасности. Дети привыкают к маршруту и правильному поведению на нём, а родители, сменяя друг друга ежедневно, тоже начинают задумываться о своём поведении на дороге. И вспоминают золотое правило - за детскую безопасность на дороге отвечают взрослые!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 от 11.11.2015