Пьяные убийцы. Почему любители покататься под градусом не боятся наказания? (АиФ № 47/2015)

18 Ноября 2015

С 1 июля заведено более 10 тысяч уголовных дел на авто¬мобилистов, которые второй раз попались за рулём в состоянии опьянения.

Только с начала года произошло 10 257 ДТП по вине пьяных водителей, в которых погибло 2434 человека. Почти 15 тысяч получили ранения. Несмотря на то что подобных ДТП по сравнению с прошлым годом становится меньше, некоторые водители продолжают пренебрегать своей и, главное, чужой безопасностью. Не менее пугающая статистика ГИБДД по водителям, которые подшофе устраивают аварии за рулём пассажирских автобусов! С начала года такие горе-перевозчики устроили 48 аварий, в которых погибло 19 человек, 139 было ранено.

Отдельная история с рецидивистами: даже лишившись прав, после того как первый раз пьяными попались сотрудникам ГИБДД, некоторые умудряются опять сесть за руль под градусом. Таких с 1 июля 2015 г. на дорогах России выявили более 10 тысяч. И это притом что именно с 1 июля было введено ужесточение наказания за повторную езду нетрезвым. Раньше такие водители отделывались штрафом в 50 тыс. руб. и лишением прав на 3 года. Теперь данное правонарушение из административного стало уголовным, и можно получить реальный срок. «Да, за рецидив либо штраф от 200 до 300 тыс. руб., либо обязательные работы 480 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Получаешь судимость по уголовной статье, даже если наказание будет в виде штрафа, - для многих это крест на карьере, - сказал «АиФ» Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы. - Кроме того, если водитель был пьян и в результате ДТП по его вине погиб человек - то от 2 до 7 лет лишения свободы. Если погибли 2 и более человек - от 4 до 9 лет. А то раньше некоторые, угро¬бив человека, отделывались иногда и условным наказанием».

Увы, как показывает статистика, даже столь суровое наказание не помогает убрать нетрезвых водителей с наших дорог. В сентябре на совещании правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал ужесточить ответственность за нетрезвую езду, вплоть до изъятия машины. Речь идёт о проекте Минюста, в котором предлагается автомобили нетрезвых водителей помещать на штрафстоянку до уплаты штрафа и расходов на эвакуацию. «Конечно, за езду в пьяном виде надо наказывать, наказывать строже, - сказал «АиФ» Валерий Шанцев, г¬убернатор Ниже¬городской области. - Важная часть работы - воспитание культуры поведения на дороге и ответственности за свою и чужую жизни. Например, проведение таких «шокирующих» акций, как «Парад битых автомобилей», которые призваны показать последствия пренебре¬жения Правилами дорожного движения». 


Дыхните в трубочку

Уголовное наказание преду¬смотрено и для тех, кто во второй раз отказался от медосвидетельствования. А желающих избежать встречи с медиками у нас больше половины из тех, кого сотрудники ГИБДД подозревают в нетрезвом вождении.

Чтобы заподозрить водителя в употреблении чего-либо опасного для управления машиной, достаточно констатировать один из признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, покраснение кожных покровов лица, выраженное дрожание пальцев рук, несвязная речь или не¬адекватное поведение. В таком случае инспектор может предложить водителю пройти тест на алкогольное опьянение, то есть дыхнуть в алкотестер. Прибор включается на глазах у водителя, в него вводятся данные самого автомобилиста. Вместе с прибором у инспектора должны быть документы о том, что алкотестер прошёл соответствующую поверку. Также у этого прибора в обязательном порядке должна быть функция распечатки. Он печатает чек, который подкалывается к акту освидетельствования. Проведение такой диагностики должно проходить либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись. Водитель может не согласиться с показаниями прибора. Более того, вообще отказаться дуть в трубочку, и это вовсе не означает отказ от медосвидетельствования. Водитель может сразу отправиться на осмотр к врачу. Затем будет исследование выдыхаемого воздуха, после этого - определение психоактивных веществ в моче. Если первый выдох в медицинский прибор покажет положительный результат, то через 15-20 минут проводится второй тест.

Есть случаи, в которых водитель не может отказаться от медосвидетельствования, - это аварии, в которых погибли или пострадали люди.

Остановите душегуба!

За страшными цифрами статистики скрываются не только жизни и здоровье самих пьяных водителей, но и ни в чём не повинных пешеходов, других водителей и пассажиров. Кстати, нередко в машине, которой управляет нетрезвый лихач, находятся ещё и пассажиры. Почему эти люди садятся к потенциальным убийцам в авто, вместо того чтобы сказать ему «стоп!»? Большой вопрос.

«Безусловно, те меры, которые были приняты в рамках совершенствования уголовного законодательства - об уголовной ответственности за повторный отказ или задержание в нетрезвом состоянии, сыграли свою роль. Но остаются люди, которым, как говорится, закон не писан.  Здесь мы в большей степени рассчитываем на помощь общества, - рассказал Виктор Нилов, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. - И уже находим реальную поддержку: и факты, и опросы показывают, что люди готовы сообщать нам о тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Причём часть граждан говорит, что применяет к потенциальному нарушителю методы убеждения: отговаривает человека садиться за руль. Есть люди, которые объединяются в некие группы - к примеру, в ночные автопатрули, в так называемые автодружинники или в интернет-сообщества, обменивающиеся информацией о замеченных нарушителях, и по возможности пресекают подобные факты».

Общественники действительно помогают Госавтоинc¬пекции выявить пьяниц на дороге. Например, в Кирове активисты движения «Ночной патруль» проходят инструктаж с сотрудниками спецбатальона ДПС и на собственных автомобилях отправляются на улицы города: к ночным клубам, кафе и ресторанам для несения дежур¬ства. При выявлении нетрезвых водителей волонтёры по телефону сообщают координаты в дежурную часть. Аналогичное сотрудничество у Госавтоин¬спекции налажено в Марий Эл, Хакасии, Татарстане, Красноярском и Хабаровском краях, Воронежской, Архангельской, Кемеровской, Саратовской, Костромской, Калужской, Волго¬градской, Курской, Омской, Самарской и Тюменской областях, Сева¬стополе и др.

А в Свердловской области общественное движение «Взаимопомощь на дорогах - Екатеринбург» объединило в соцсети неравнодушных граждан, которые, заметив нетрезвого водителя, сообщают информацию в ГИБДД, после чего экипаж ДПС сразу же выезжает по указанному адресу. Только за март таким образом задержали 12 водителей подшофе. Кто знает, сколько аварий таким образом было предотвращено и скольких жертв удалось избежать.

«Кроме профилактики со стороны Госавтоинспекции нужно ещё и усилие общества. Мало самому не садиться за руль, если выпил, надо не проходить мимо, когда кто-то собирается это сделать: хотя бы сообщайте в Госавтоинспекцию, что видите нетрезвого водителя, - уверен Вадим Мельников, гендиректор экспертного центра «Движение без опасности». - «Пьяные» ДТП приводят к большому количеству жертв среди пешеходов, происходят с выездом на встречную полосу и т. д. Это самые страшные ДТП».

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 18/11/2015