Война на «зебре». Безопасность на дороге зависит только от нас (АиФ № 47, ноябрь 2016)
Несмотря на то что безопасностью дорожного движения занимаются уже на уровне президента и правительства, а статистика аварийности радует отрицательной динамикой, люди продолжают гибнуть в ДТП.
В марте на заседании президиума Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения президент Владимир Путин призвал не относиться к этим вопросам «как к бытовухе». Такое внимание к проблеме неслучайно. За прошедшее десятилетие в результате ДТП получили травмы порядка 3 млн человек, а число погибших составило более 350 тыс. По словам Путина, это ужасные цифры. Хотя в целом кривая ДТП идёт уверенно вниз. Если 10 лет назад в России на дорогах гибло 35 тыс. человек, то в 2015 г. удалось снизить число жертв до 23 тыс. Даже в сравнении с прошлым годом, по данным ГИБДД, за январь - октябрь 2016 г. на 6,5% снизилось число ДТП, аварийность по вине водителей упала на 5,9%. Есть некоторые проблемы с детьми-пассажирами (минимальный рост аварийности - на 0,1%) и детьми-велосипедистами (рост на 3,2%).
Если посмотреть на виды ДТП, то чаще всего это столкновения (41%). Затем идут наезды на пешеходов (29%). Кстати, на 12% выросло число ДТП из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети, и огромный рост - на 117% - ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Штрафами - по лихачам
На Госсовете Владимир Путин также поднимал вопрос о формировании законопослушного поведения. При этом президент отметил, что водители чаще виноваты в ДТП. «Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям», - считает Владимир Путин.
На прошлой неделе правительство рассмотрело поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят новый штраф для водителей - за опасное вождение. Напомним, к опасному вождению относятся: отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; перестроение при интенсивном движении, если все полосы заняты; несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала; резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП); препятствование обгону.
Споры о том, как и кого наказывать за безобразия на дороге, не утихают до сих пор. Но жизнь доказала: лихачи могут довести до больницы или кладбища не только себя, но и пассажиров, других автомобилистов и даже случайных прохожих. «Вы помните нашу дискуссию? Мы скорректировали в мае этого года ПДД, ввели запрет на опасное вождение, - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев. - А теперь будет введена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.».
Кстати, в Госавтоинспекции отмечают, что применение комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений влияет на дисциплину водителей. С их помощью в прошлом году вынесено свыше 50 млн (67%) постановлений об административных правонарушениях. В службе также поддерживают инициативу привлекать к ответственности водителей на основании видеозаписи, сделанной другими водителями, и отмечают возрастающую в последнее время помощь со стороны социально активных граждан и общественных объединений. «В текущем году более 600 тыс. водителей было задержано в состоянии опьянения, причём каждый 15-й случай стал известен благодаря бдительности граждан и представителей общественных организаций, - рассказывает Владимир Кузин, заместитель главы российской Госавтоинспекции. - Кроме того, за 10 месяцев 2016 г. поступило около 126 тыс. обращений граждан с фото- и видео¬фиксацией нарушений ПДД, по которым вынесено более 75 тыс. постановлений о назначении административных наказаний». В ГИБДД уверяют, что вскоре примерить мундир инспектора смогут все россияне. Речь идёт о создании специального приложения, куда можно будет присылать фотографии и видео нарушений ПДД. Подобную схему выявления нарушителей уже с успехом опробовали в нескольких российских регионах.
«Горячая точка»
Использование в качестве доказательств фото и видео от небезразличных граждан уже внедряется. Но не стоит забывать, что ни одни новейшие технологии не смогут уберечь жизни людей на дороге, если мы сами будем проявлять беспечность.
«Когда мы начали детально анализировать причины дорожных происшествий, поняли, что водитель, сидящий в автомобиле, сегодня в большей степени защищён, чем другая категория участников дорожного движения - пешеходы. Учитывая, что, по статистике, 30% смертей в ДТП - пешеходы (по разным причинам: и по собственной вине, и по вине водителей), мы прекрасно понимаем, что эта незащищённая часть требует особого внимания», - говорит Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России.
О вине пешеходов речь зашла неслучайно. Так, более чем в 40% подобных ДТП виноваты сами пешеходы. Основные нарушения, которые допускают пешеходы, - переход вне «зебры», даже если она рядом; пере¬бегают проезжую часть там, где есть подземный переход; выскакивают под колёса из-за стоящих машин, деревьев и т. д. То есть нередко пешеходы даже добросовестным водителям не оставляют шансов.
Отдельная проблема - невидимые пешеходы. Статистика - упрямая штука: осенью и зимой возрастает количество ДТП с пешеходами и пик аварий приходится на промежуток с 18.00 до 22.00. Однако, по данным исследования ВЦИОМ, более 70% всех пешеходов не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы стать заметными на дорогах. 60% просто не считают это необходимым, 16% думают, что это как-то испортит их внешний вид, а 9% просто не знают, где приобретать свето-возвращающие элементы. Пока ПДД обязывает пешеходов носить световозвращатели только на загородных трассах. Но сейчас в обществе активно обсуждается идея, чтобы люди «светились» и на городских дорогах.
Безусловно, нельзя снимать вину и с водителей. «В нашей стране их насчитывается десятки миллионов. При этом за прошлый год 22,8 млн нарушений ПДД совершено только водителями легковых автомобилей. Это не говоря о водителях грузового транспорта, автобусов и так далее. Эти цифры свидетельствуют о том, что, к сожалению, водители очень часто забывают, что от их внимательности, учтивости и взаимоуважения зависят дорожная обстановка, жизнь и здоровье других участников дорожного движения, особенно если в транспортном средстве находятся пассажиры», - уверен Виктор Нилов.
«Сложности перехода»
Как-то примирить водителей и пешеходов в войне на «зебре», а главное - снизить шокирующие цифры (за 10 месяцев на дорогах РФ погибло более 4,7 тыс. пешеходов) статистики призвана новая социальная кампания «Сложности перехода».
Госавтоинспекция, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» кампании определили основные ошибки и заблуждения, которые чаще всего приводят к авариям: у пешеходов - переход дороги в неположенном месте, у водителей - превышение скорости и отсутствие привычки притормаживать перед нерегулируемыми пешеходными переходами, а также невнимательность всех участников дорожного движения и отсутствие взаимопонимания. Именно поэтому главная задача кампании заключается в том, чтобы научить водителя и пешехода взаимодействовать на дороге правильно: не просто быть внимательными, а замечать друг друга, принимать правильные решения и тем самым избегать ДТП. Непосредственно образовательные мероприятия пройдут в 10 российских регионах в течение февраля - марта 2017 г.
«За последние несколько лет мы изменили культуру участников дорожного движения: научили пристёгиваться, использовать детские удерживающие устройства, пропускать пешеходов и др.,- отмечает Наталья Агре, президент экс¬пертного центра «Движение без опасности». - Но, для того чтобы добиться значительных результатов, необходимо продолжать работу. Социальный проект «Сложности перехода» - это абсолютно новая коммуникационная программа, которая объединит в себе самые эффективные инструменты, проверенные временем, и мы надеемся, что сможет существенным образом изменить ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом в России в лучшую сторону».
Еженедельник "АиФ" http://www.aif.ru/auto/safety/voyna_na_zebre_bezopasnost_na_doroge_zavisit_tolko_ot_nas