https://www.high-endrolex.com/16

Главный фактор безопасности– Здоровье! Журнал "Автомир" (июль, 2017)

31 Июля 2017

Для того чтобы ездить безопасно, недостаточно иметь хорошую квалификацию и знать все правила дорожного движения. Если вы устали, переживаете стресс или просто плохо себя чувствуете, даже соблюдение этих условий Вам не помогут.

Всему своё время

Для начала следует уяснить, что все действия водителя должны быть своевременными. Не раньше, не позже, а именно в тот момент, когда они необходимы. А чтобы принимать решения правильные и вовремя, нельзя управлять автомобилем при плохом самочувствии. Внимание у водителя за рулём всегда в максимальном напряжении, он должен постоянно анализировать огромное количество информации: окружающую среду (дорожное покрытие, погодные условия), движение соседних автомобилей, пешеходов, изменение разметки, дорожных знаков и многое другое. При сниженной работоспособности, которая обязательно сопутствует плохому самочувствию, водитель допускает очень много ошибок, многие из которых часто приводят к ДТП.

Устал, будто выпил

Даже при небольшом изменении состояния здоровья в худшую сторону, острота наших чувств притупляется, а для водителя это вдвойне опасно. Зевота, ощущение тяжести тела, изменение концентрации внимания и частоты пульса – это признаки усталости. Состояния, в котором за руль ни в коем случае нельзя. Для некоторых водителей это правило не так давно было сформировано в закон. В салоне у дальнобойщиков и водителей пассажирского транспорта обязательно должен быть установлен тахограф – устройство, которое контролирует режим труда и отдыха. Через каждые 4 часа движения водитель слышит сигнал, что ехать за рулём больше нельзя и необходимо сделать перерыв. Необходимость этой меры возникла после того, как в ходе расследований ДТП, участились случаи засыпания водителей за рулём. «Если водитель находится восемь часов в режиме движения, – говорит эксперт ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадий Мирошин, – без осуществления перерыва, он по физиологическим параметрам организма будет находиться в утомлённом состоянии. Если же он придерживается определённого графика, когда он едет четыре с половиной часа, потом 45 минут отдыхает, потом ещё четыре часа едет и так далее. В этом случае у него сохраняется та реакция, которая нужна для осуществления безопасности дорожного движения».

Монотонность движения, например, при междугородних перевозках, когда по 4-5 часов дорога практически не меняется ни по вектору, ни по внешности, приводит к тому, что водитель не замечает момента, когда мозг отключается и проваливается в сон. Это крайне опасно, особенно если за спиной у водителя сидят пассажиры. «Состояние сильно уставшего человека и человека, который находится под воздействием алкогольных веществ, – говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества неврологов Татьяна Батышева. – разные по происхождению, но в результате дают схожие эффекты. Алкоголь поражает работу центров головного мозга, осуществляющих регуляцию тонуса сосудов, меняет вегетативные реакции, например, увеличивает частоту сердечных сокращений, изменяет пульсовое давления, лёгочную вентиляцию. Самой чувствительной к этанолу зоной является мозжечок, ответственный за контроль над двигательной сферой: координацией движения, мышечным тонусом, равновесием положения тела в статике и динамике. Очень схожие процессы происходят и при переутомлении».

Бороться с усталостью с помощью лимона, энергетиков и другой подобной панацеи – бесполезно. Это самообман, который однажды может сыграть с вами злую шутку. Когда человек не разрешает себе спать, бодрясь энергетиком или раздражая вкусовые рецепторы, он тратит свои же ресурсы, которые берёт у организма авансом. Но аванс очень скоро придётся возвращать: максимальный эффект от такой «терапии» – 20 минут. Потом ресурс будет исчерпан, и в этот момент риск ДТП возрастает в геометрической прогрессии: силы могут закончится внезапно, и вы просто вырубитесь, как разряженный аккумулятор. Самое лучшее средство остановиться в безопасном месте, поспать, хотя бы 20 минут. После чего выйти из машины, прогуляться, несколько раз присесть, умыться водой и снова двинуться в путь, но не более чем на 4-5 часов. 

Эмоции? Не поддавайтесь

Человек, не воспитавший в себе спокойствие, уязвим. А за рулём это особенно актуально. Поддавшись эмоциям, причём, неважно, положительным или отрицательным, водитель перестаёт трезво оценивать дорожную обстановку и свои возможности в ней. Под влиянием агрессивных психологических факторов, водитель прибегает к более рискованной манере езды, часто провоцирующей других водителей к ответным мерам такого же характера. По данным «Американского журнала психиатрии», в 20% случаев аварий со смертельным исходом в 6-часовой период до попадания в аварию водители были вовлечены в агрессивное взаимодействие (в т.ч. и с другим участником дорожного движения).

Память


Вообще памяти у нас две. Кратковременная и глубокая. Кратковременная память служит водителю резервуаром для сбора текущей информации, глубокая же хранит в себе опыт и всё то, чему мы научились в течение жизни.

Главный помощник глубокой памяти – это повторение. Поэтому эксперты из различных областей говорят о том, что, как и любой специалист, водители должны постоянно повышать свою квалификацию, чтобы совершенствовать навыки и оставаться в курсе постоянно изменяющегося законодательства. Благо, сейчас возможностей для такого обучения предостаточно. К примеру, в нашей стране вот уже порядка 10-ти лет Госавтоинспекцией МВД России, Российским союзом автостраховщиков, при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности» реализуются федеральные социальные кампании по профилактике дорожно-транспортного травматизма, где повторение и разъяснение правил поведения в дорожно-транспортной среде – одни из ключевых задач. Кампаний разработано немало: они касаются и пешеходных зон («Сложности перехода»), и правильного выбора дистанции («Дистанция»), и правил перевозки детей («Автокресло – детям») и многих других важных моментов. А также отдельно стоит отметить масштабные проекты созданные в рамках исполнения Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020 гг.». Все материалы этих кампаний выкладываются в Интернет и находятся в открытом доступе.

Также после окончания автошколы можно пройти и бесплатные курсы по водительскому мастерству. Такими могут быть, например, тренинги в рамках международного проекта «Академия безопасного вождения», который вот уже 4 года проводится в нашей стране известным автопроизводителем в партнёрстве с экспертным центром «Движение без опасности» при поддержке российской Госавтоинспекции. В общем, вариантов тренировать водительскую память – множество. Было бы только желание.

А, напоследок, хочется напомнить об одной простой истине (для глубокой памяти). Главный фактор безопасности – это здоровье. Поэтому, перед тем как сесть за руль, оцените по-честному свою работоспособность. Лишь в этом случае Вы сможете оставаться ответственным за каждый свой след, оставленный на дороге.


https://www.high-endrolex.com/16