https://www.high-endrolex.com/16

Урок на всю жизнь (журнал Автомир, август 2017)

31 Августа 2017

Усилиями государства и общества проблема детского дорожно-транспортного травматизма сегодня в России выведена на самый высокий уровень: сформирован ряд эффективных методик по обучению детей правилам дорожной безопасности, которые уже приносят свои положительные результаты.

Воспитание начинается с семьи

В вопросах безопасности семейное воспитание – самое сильное звено. Госавтоинспекция регулярно напоминает, что поведение детей на улице и дороге – это калька с примера родителей: как они ведут себя в процессе дорожного движения, так и дети их будут себя вести. Только с помощью взрослых, работа по профилактике аварийности с участием детей может эффективно выполняться педагогами образовательных организаций, сотрудниками подразделений пропаганды Госавтоинспекции и общественными деятелями, и организациями.

Процесс учебный

Если до 2011 года количество часов на освоение учебных предметов определялось Федеральным базисным учебным планом (ФБУП) и выделяла на тему безопасности дорожного движения не более 2-3 часов в год, то с введением в действие в 2011 году Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСа), ситуация стала кардинально меняться. «Сегодня школа сама устанавливает приоритетные темы, – рассказывает председатель Клуба учителей ОБЖ «Центр обеспечения жизнедеятельности» Николай Антонов, – и это, безусловно, положительный момент. Сейчас учитель в рамках своего учебного предмета ОБЖ, посвящает правилам безопасности дорожного движения ровно столько часов, сколько ему необходимо. Это и правила для водителей, и обязанности пешеходов, и явные и скрытые опасности современных молодёжных хобби, связанных с дорогой. Также ФГОС дал нам дополнительную возможность взаимодействия с ГИБДД для отработки этой темы, что, безусловно, помогает аккумулировать силы профессиональных педагогов для формирования будущей дорожной культуры».

Поручения Президента

На протяжении последних лет показатели детского дорожно-транспортного травматизма отражают позитивные тенденции, однако всё равно вызывают серьезные опасения, поскольку любая цифра больше нуля в графе детского травматизма – это трагедия, которую можно было не допустить. В 2005 году на президиуме Госсовета, когда число пострадавших в ДТП детей превышало 26 тыс., президент страны поставил задачу принять необходимые меры по сокращению случаев детского травматизма на дорогах, а впоследствии, в ходже президиума Госсовета 2016 года ещё раз обратил на это внимание. Всего за 12 лет во всех российских регионах проведено огромное количество профилактических мероприятий: в образовательный процесс были привнесены новшества со стороны Госавтоинспекции, общественников, бизнес-сообщества, и в итоге с 2005 года работа дала результат в виде снижения уровня детского травматизма более чем на 21%.

При разработке масштабных социальных кампаний, направленных на обеспечение безопасности всех категорий участников дорожного движения – пешеходов, водителей, пассажиров учитывались многие факторы: показатели аварийности, данные о нарушениях ПДД, протяжённость дорог, общей уровень культуры дорожного поведения в различных регионах. Одной из первых инициатив, связанных с поручениями президента, стала кампания «Автокресло – детям!». Она была направлена на информирование взрослых об обязательном использовании детских удерживающих устройств – детских автокресел, которые по результатам предварительно проведённых исследований, показали снижение риска смертельных травм у ребёнка в 2,5-3 раза.
Рассказать о том, что пешеход не всегда прав получилось с помощью широкомасштабных кампаний «Сложности перехода», «Пешеход – на переход», «По правилам», «Навстречу безопасности» и многим другим. В первую очередь, в них делался акцент на конфликтных ситуациях, возникающих при взаимодействии «пешеход-водитель». Участникам кампаний постоянно напоминали, что аварии на пешеходных переходах чаще всего возникают из-за невнимательности и непредсказуемости участников дорожного движения. Например, когда пешеход едет по переходу на велосипеде или перебегает дорогу на мигающий зелёный.

Также, в рамках реализации поручения президента, в 2017 году Госавтоинспекцией, Российским союзом автостраховщиков, и экспертным центром «Движение без опасности» была запущена образовательная программа «Лаборатория безопасности». В десяти регионах-участниках проекта были организованы Центры дорожной безопасности – автогородки с арсеналом макетов, методических материалов и квалифицированных кадров. В дальнейшем планируется расширить географию «Лаборатории» ещё на 20 регионов и проводить обучение до 4 тыс. детей дошкольного и школьного возраста ежегодно.

Все материалы проведённых кампаний без ограничений доступны в Интернете. Изложены они простым языком и будут понятны и большим, и маленьким. Используйте их для обучения детей правилам поведения на дороге и помните, что без всеобщей заинтересованности никакие профилактические меры настоящего результата не принесут.


https://www.high-endrolex.com/16