https://www.high-endrolex.com/16

Тенденция к реформе (онлайн-версия газеты Известия, июнь 2018)

30 Июня 2018

Как и почему изменятся грузопассажирские перевозки в России

Как и почему изменятся грузопассажирские перевозки в России

В правительстве готовится законопроект о запрете регистрации грузовиков и автобусов на физические лица. Его разработчики уверены, что это позволит значительно сократить число аварий с участием грузовиков. Согласно документу, пользоваться средним и тяжелым грузовым транспортом смогут только организации и индивидуальные предприниматели, включенные в специальный реестр. Кроме того, уже с 1 июля изменятся требования к автобусному парку, участвующему в организации групповых поездок детей. О том, почему это важно и с чем связано, — в материале портала iz.ru.

Современный российский рынок грузопассажирских перевозок — это огромный сегмент экономики, который не может существовать в вакууме, отдельно от других сфер и отраслей. Грузовые перевозки лежат в основе стандартных схем снабжения организаций, предприятий и частных лиц необходимыми ресурсами, товарами, продуктами питания и прочего. Объем перевозок грузов крупными и средними организациями автотранспорта в январе-апреле 2018 года по предварительным данным составил 2,9 млн т, а грузооборот — 1487 млн т на километр.

Грузопассажирские перевозки на автотранспорте также плотно вошли в структуру современного бизнеса и в настоящее время занимают значительную долю (более 50%) от перевозок другими видами транспорта. На рынке транспортных услуг появляются новые и укрепляют свои позиции уже популярные и известные всем ТЭК — транспортно-экспедиционные компании. Роль транспортно-логистической отрасли в российской экономике довольно велика — это 5,6% ВВП, что сравнимо с Индией и выше, чем у других развитых стран, таких как Германия и США. Кроме того, набирает популярность так называемая fleet-индустрия, которая строится на формировании корпоративных автопарков.

Прогрессирующий рост сферы грузопассажирских перевозок подтверждает и рост продаж коммерческого автотранспорта, который за последние годы вырос практически на 50%. При этом чаще всего это автобусы и малотоннажные грузовики. Привлекательность бизнеса грузопассажирских перевозок приводит в этот сегмент не только юридические лица и индивидуальных предпринимателей, но и физические лица. Но стоит отметить, что при организации грузопассажирских перевозок чаще всего рост аварийности происходит в основном за счет сегмента транспортных средств, принадлежащих именно частникам. По статистике водители грузовиков, принадлежащих физлицам, стали причинами более 70% ДТП с участием грузового транспорта.

Что изменится

Учитывая этот факт и ориентируясь на стремление к максимальной легализации сферы грузопассажирских перевозок и обеспечения безопасного дорожного движения при организации последних, еще осенью прошлого года в правительстве выдвинули идею о запрете регистрации грузовиков и автобусов на физлиц. В МВД уверены, что такая мера позволит значительно сократить число аварий с участием грузовиков. Пользоваться средним и тяжелым грузовым транспортом, согласно готовящемуся законопроекту, смогут только организации и индивидуальные предприниматели, включенные в специальный реестр. Частникам же оставят возможность владеть грузовиками и использовать для личных нужд автомобили с грузоподъемностью до 2,5 т.

Это позволит снизить уровень дорожно-транспортных происшествий с участием грузопассажирского транспорта за счет более тщательного контроля над перевозчиками. Ведь имея статус индивидуального предпринимателя или юридического лица, перевозчик должен оснастить транспортное средство тахографом для контроля режима труда и отдыха водителя, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. К водителю предъявляются особые требования, позволяющие снизить возможность возникновения ДТП в процессе оказания грузопассажирских услуг: перед рейсом необходимо пройти медицинский осмотр и предрейсовый инструктаж, а также подтвердить отсутствие правонарушений, за которые предусмотрено лишение прав или административный арест в течение последнего года.

Еще одна острая проблема, коснувшаяся перевозок, — это новые требования к автобусному парку, участвующему в организации групповых поездок детей. По данным Минтранса России, с 1 июля 2018 года вступит в силу постановление правительства, которое запрещает использование для групповой перевозки детей на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области автобусов массой до 5 т старше 10 лет. Для автобусов массой более 5 т с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах законопроект вступает в силу с 1 октября. Для автобусов, у которых пункты отправки и назначения находятся в других регионах, сроки более поздние. Автобусы старше 10 лет массой до 5 т не смогут использоваться при детских перевозках с 1 апреля 2019 года. Массой более 5 т — с 1 октября следующего года.

Такие требования связаны исключительно с целью обеспечения безопасности перевозок детей и исключения ДТП по неисправности транспорта. Уже сейчас планомерная работа в этом направлении приносит свои плоды. По данным ГИБДД, количество аварий с участием автобусов, перевозящих детей, снизилось в прошлом году на 1,5%. Всего таких ДТП зафиксировано 694. Количество погибших в них сократилось на 7,1%.

Работа в направлении безопасности дорожного движения при организации перевозок только в части нормативно-правового регулирования была бы не столь эффективной, если бы не мероприятия, направленные на пропаганду соблюдения правил дорожного движения и повышения культуры вождения водителями всех категорий, в том числе и грузопассажирского транспорта. С одной стороны, меняется нормативно-правовая база, с другой — возникает ответственность каждого организатора перевозок и конкретного водителя в соблюдении правил, а на этом уровне нужны другие меры.

Водительские тренинги

В рамках проведения всероссийской кампании «Повод для обгона» Госавтоинспекцией МВД России совместно с Российским союзом автостраховщиков и экспертным центром «Движение без опасности» разработаны тренинги для водителей транспортных компаний. Согласно данным, полученным в результате социологического исследования, более половины россиян за последние 6–12 месяцев выезжали на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, для обгона в местах, где это разрешено (64%). В рамках кампании проводились тренинги для водителей транспортных компаний, в том числе и водителей, осуществляющих грузопассажирские перевозки, основанные на принципах защитного вождения. Их прошли уже более 150 человек в каждом из 10 городов реализации проекта.

«В рамках кампании тренинги прошли водители автотранспорта из разных сфер деятельности. Но такие уроки актуальны как для частных водителей, представляющих коммерческие предприятия, так и для государственных структур. Профессиональная переподготовка водителей в целом повышает безопасность дорожного движения. Мы и в дальнейшем будем использовать материалы тренингов для внедрения в работу транспортных предприятий», — рассказал начальник УГИБДД по Красноярскому краю Алексей Членов.

На тренингах водителям рассказывают о правильной технике обгона, как совершать маневр, чтобы он был максимально безопасным, об обязательном использовании тахографов, о принятых международных правилах в комплексной оценке ситуации на дороге. Чтобы водители лучше понимали физику вождения, для них искусственно моделируют опасные ситуации на дороге и на практике показывают принципы защитного вождения.

По мнению специалистов, несмотря на кажущееся ужесточение условий на рынке перевозок, меры простимулируют развитие прозрачного, конкурентоспособного рынка грузопассажирских перевозок и снижение дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств этих категорий.

30 июня 2018

iz.ru

https://iz.ru/761479/elena-poltavskaia/tendentciia-k-reforme
https://www.high-endrolex.com/16