Правила поведения культурного пешехода (газета "Добрая Дорога Детства" № 8/2019)
Правила поведения культурного пешехода
"Обучение детей основам безопасного поведения на дорогах – важная часть воспитания грамотных и законопослушных гражданин своей страны. Дети с юных лет должны понимать и соблюдать Правила дорожного движения. Причем соблюдать осознанно, чтобы уметь принимать правильные решения в сложной транспортной обстановке. Задача взрослых – родителей, педагогов в образовательных организациях, сотрудников Госавтоинспекции донести до детей эти правила. Чем раньше ребенок усвоит, что он важная фигура на дороге и от его поведения зависит безопасность окружающих, тем меньше вероятность, что он станет участником ДТП."
Может показаться, что последний тезис – преувеличение. Только на деле это совсем не так. Культурный, воспитанный пешеход вносит в безопасность дорожного движения вклад ничуть не меньший, чем, скажем, архитектор, проектирующий современные магистрали и городские улицы, или сотрудник Госавтоинспекции, который следит за порядком на дорогах. Потому что никакие, даже самые отличные магистрали, никакой госавтоинспектор не убережёт от беды, если сами участники дорожного движения ведут себя безответственно, нарушают правила и не уважают друг друга.
В настоящее время в стране действует Стратегия безопасности дорожного движения, провозгласившая стремление к нулевой смертности на дорогах к 2030 году, и воспитание культурных участников движения является одним из ключевых моментов для достижения этой цели.
«Сохранение жизни и здоровья юных участников дорожного движения, привитие им навыков безопасного поведения на дорогах, формирование культуры поведения с самого раннего возраста – на сегодняшний день это по-прежнему одни из важнейших задач государства, - отмечает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Михаил Черников.
Стать культурным пешеходом на самом деле не сложно: достаточно просто соблюдать Правила дорожного движения и предупредительно относиться к тем, кто находится рядом на дороге.
Важную роль в воспитании грамотного и законопослушного участника дорожного движения играют родители. В идеале первые знания о поведении в транспортной среде дети должны получать в семье, и только затем к этому подключаются педагоги (сначала детского сада, затем – школы), всевозможные программы дополнительного образования, кружки, секции, среди которых особое место занимает движение ЮИД.
Увы, всё ещё встречаются те «несознательные» родители, которые полностью «перекладывают» заботу об обучении детей дорожной безопасности на педагогов. Но реальность такова, что количество часов, отведённое в обучающих программах на эту тему, всё-таки ограничено и явно достаточно лишь для того, чтобы «пробежаться галопом по Европам». А ведь для ребят важно не просто бездумно зазубрить ПДД, но и понять их, научиться оценивать последствия своих действий и принимать правильные решения исходя из этой оценки. Поэтому хорошего результата можно добиться только при комплексном непрерывном обучении. Теория – рука об руку с практикой. Педагоги – в тесной связке и взаимодействии с родителями (примером такого успешного взаимодействия могут быть родительские патрули). Повторение изученного материала, закрепление полученных навыков и углубление знаний по мере того, как ребёнок взрослеет.
Отметим, что Правила дорожного движения – это серьёзный документ, написанный таким языком, который сложен для понимания даже взрослому – не то что ребёнку. И задача педагога (и родителя тоже) – объяснить их доступно и понятно для ребёнка, подобрать адаптированную литературу, интересные игровые материалы на тему ПДД.
Существует множество разнообразных методик обучения детей безопасному поведению на дорогах, но психологи единодушны в том, что игровая форма, визуализация (всевозможные раскраски, игры по ПДД, макеты и т.п.), ситуационное обучение, интегрированные уроки, яркие и поучительные образовательные спектакли работают лучше зубрёжки.
«Нельзя назидательно обучать детей, - считает Людмила Купреева, руководитель Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения. – Лучше делать это в игровой форме, но содержательно. Играть, изучая Правила дорожного движения. Для детей постарше подойдут тестовые задания, квесты и т.п.».
Где педагогу найти больше информации о современных формах и моделях обучения?
Во-первых, во многих регионах есть тематические центры по обучению детей безопасному поведению на дорогах (при юношеских автошколах, домах детского творчества), в которых работают увлечённые педагоги, сердцем болеющие за детскую безопасность на дорогах. Они аккумулируют вокруг себя и пропагандируют интересные результативные методики. Во-вторых, это дополнительные образовательные проекты, нацеленные на повышение квалификации преподавателей и заинтересованных взрослых, такие как «Лаборатория безопасности».
«В рамках проекта «Лаборатория безопасности» изначально были разработаны уникальные современные методические материалы. А так как проект не стоит на месте и живет активной жизнью, то появляются уже собственные наработки специалистов из регионов, которые контактируют с коллегами по «Лаборатории», обмениваются информацией, делятся своими находками с нашим экспертным центром. На сегодняшний день открыты 39 цетров профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, оснащенных мобильными автогородками, в которых за 2 года прошли обучение порядка 145 000 детей и 14 000 взрослых. И педагогам большинства из них есть, что рассказать и показать не только новичкам, но и достаточно продвинутым коллегам. Это уникальный опыт, полученный эмпирическим путем и проверенный на практике. Так что я могу посоветовать только одно – больше общайтесь, перенимайте навыки, интересуйтесь современными методиками и практиками. Мир не стоит на месте, нужно быть на пике безопасности каждый день», - делится своим опытом президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
А вот к информации, найденной в Интернете, нужно относиться осторожно и придирчиво. К сожалению, по Всемирной паутине «гуляет» немало плакатов, сценариев, методичек, в которых содержатся устаревшие сведения (ставшие таковыми по причине изменений в ПДД), а то и просто ошибочные утверждения. Достоверную и своевременную информацию обычно предоставляют государственные ресурсы и организации, сотрудничающие с госструктурами. Это раздел официального сайта Госавтоинспекции России, посвящённый детской безопасности https://гибдд.рф/about/social/children-safety, образовательный портал «Безопасная дорога детям» (http://bdd-eor.edu.ru/), сайт «Лаборатории безопасности» (https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/safetylab_index).
В воспитании юных участников движения грамотными и ответственными участниками дорожного движения большую роль играют отряд ЮИД. Ведь не секрет, что дети постарше, школьники-подростки скорее прислушаются к мнению сверстников, чем к назидательным речам взрослых. Именно эта идея лежит в основе федеральной сети пресс-центров ЮИД – совместного проекта газеты «Добрая Дорога Детства» и Госавтоинспекции МВД России. Такие пресс-центры открыты и активно работают уже более чем в пятнадцати регионах страны. Юнкоры пресс-центров не только сами изучают ПДД, но и делятся своими знаниями со сверстниками, вместе с наставниками проводят профилактические мероприятия, пропагандируют безопасное и ответственное поведение на дорогах, рассказывают о своей деятельности в соцсетях, местных СМИ и всероссийской газете «Добрая Дорога Детства».
«Я часто езжу вместе с папой и наблюдаю за городским движением, - говорит юнкор пресс-центра ЮИД Романовской школы г. Москвы Михаил Русаков. – Мне бы очень хотелось получать новые знания по Правилам дорожного движения, обмениваться мнениями с единомышленниками. Поэтому я очень рад, что я теперь юнкор и с гордостью ношу удостоверение Всероссийского детского пресс-центра ЮИД».
Но любое обучение будет действенным только в том случае, если взрослые, в первую очередь, родители, другие старшие родственники, которые являются для ребенка ролевой моделью, будут подавать положительный пример. Если мама или папа сами всегда соблюдают дорожные правила, ребёнок будет видеть это каждый раз, когда идёт по улице или едет в транспорте вместе с родителями, и у него не возникнет мысли, что может быть по-другому. В конце концов, дорожная безопасность – это не та область знаний, где учиться следует на собственных ошибках.