Безопасность детей - забота родителей. Стиль вождения с ребенком в салоне.(газета "Добрая Дорога Детства" № 12/2019)

28 Июня 2019

"Садясь за руль автомобиля водитель принимает на себя ответственность за свои действия и за то, как они могут повлиять на дорожную ситуацию и других участников дорожного движения. В особенности это касается ответственности за пассажиров, чья безопасность напрямую зависит от воли водителя. В первую очередь — детей-пассажиров."

В настоящее время — надо сказать спасибо информационно-пропагандистским кампаниям последних лет — перевозка ребёнка в салоне легкового автомобиля без детского удерживающего устройства стала скорее исключением, чем правилом. Родители-водители также стали более ответственно относиться к выбору автолюлек и автокресел, перед приобретением изучают характеристики представленных на рынке устройств и останавливают свой выбор на качественных, сертифицированных изделиях с хорошими защитными свойствами.
Однако число погибших и пострадавших в дорожных авариях детей-пассажиров остается высоким. Дети продолжают получать травмы, несмотря на почти повсеместное использование средств пассивной защиты. Только на первые пять месяцев текущего года в России зафиксировано 3094 ДТП с участием детей-пассажиров в возрасте до 16 лет, в которых погибли 109 и ранены 3559 детей.
«Если мы посмотрим статистику происшествий, то увидим, что в более чем 85% случаев раненые и погибшие дети перевозились в соответствии с Правилами дорожного движения. Это говорит только об одном — что водитель, а чаще всего это один из родителей, родственников, близких ребёнка, возможно, выбрал небезопасный режим движения: превысил скорость, пошел на обгон там, где это запрещено, отвлекся от дороги, неправильно оценил дорожную обстановку, — комментирует заместитель начальника отдела пропаганды БДД и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Сергей Хранцкевич. — Да, автокресло защищает, оно помогает снизить тяжесть последствий ДТП, в какой-то ситуации может спасти жизнь маленькому пассажиру. Но оно — не панацея, а всего лишь дополнительная мера безопасности, которая имеет свои границы применения. При встречном столкновении, при потере контроля над автомобилем на высокой скорости той защиты, которую обеспечивает даже самое лучшее детское автокресло, может оказаться недостаточно. Только аккуратное, с соблюдением всех Правил дорожного движения, вождение, осознанный отказ от опасных манёвров — может обеспечить ребёнку безопасность при поездке в автомобиле».
По данным медицинской статистики, дети-пассажиры чаще всего получают в ДТП повреждения головы и лица, черепно-мозговые травмы и травмы конечностей. Причём 15% этих травм приводят к смертельному исходу в результате поражений мозга, позвоночника, массивных кровотечений и переломов.
Следует также помнить, что детский организм отличается от взрослого. Кости у них более хрупкие, мышцы еще недостаточно развиты, поэтому при прочих равных условиях дети получают в ДТП более тяжёлые травмы, чем взрослые. К тому же у детей младшего возраста голова имеет больший размер относительно тела, чем у взрослых. По этой причине они нередко получают хлыстовые травмы шейного отдела позвоночника. При резком торможении голова сначала по инерции движется вперед с сильным сгибанием в шейном отделе, а в момент удара резко запрокидывается назад. Это приводит к сильной компрессии позвонков, травме связок и мышц. Использование детского удерживающего устройства, по мнению медиков, снижает вероятность летального исхода при такой травме на 40-50%.

Что говорят Правила дорожного движения
о перевозке детей в автомобиле?
Пункт 22.9 ПДД РФ: Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Важно:
◆ Детское удерживающее устройство должно соответствовать возрасту и росту/весу ребёнка. Неправильно подобранное ДУУ не обеспечивает достаточную защиту, а в ряде случаев может стать причиной более тяжёлых травм.
◆ Несмотря на то, что Правила дорожного движения не запрещают перевозить детей старше 7 лет, пристёгивая их штатным ремнём безопасности, пользоваться этой возможностью желательно только в самых крайних случаях. Так как ремень безопасносит (рассчитанный на взрослого) не позволяет защитить ребёнка так же хорошо, как детское удерживающее устройство. К тому же в момент дорожной аварии ребёнок может выскользнуть из-под ремня, что также чревато тяжёлыми последствиями.

Итак, давайте разберёмся, каким должен быть стиль вождения с ребёнком в салоне, чтобы поездка была максимально безопасной.

Скорость
◆ Выбирайте адекватную скорость движения — такую, при которой вы без напряжения успеваете следить за дорожной обстановкой и вовремя реагировать на её изменения. Если скорость потока некомфортна (особенно это касается скоростных магистралей со скоростными лимитами 100 км/час и выше), съезжайте в правые ряды, где скорость движения транспорта, как правило, ниже.
◆ Не превышайте разрешённую скорость движения. Откажитесь от практики превышать скорость на «нештрафуемые» 20 км/час.
◆ Обращайте особое внимание на временные дорожные знаки ограничения максимальной скорости даже если, как вам кажется, они установлены «на ровном месте». Впереди может быть опасность: например, дорожные работы, которые вы пока не видите.
◆ Выбирая скорость, учитывайте конкретные условия движения — плотность потока, состояние дорожного полотна, погодные условия. Держите достаточную дистанцию от движущегося впереди транспортного средства. Безопасным считается расстояние, эквивалентное 2-3 секундам движения с вашей скоростью.

Манёвры
◆ Раз и навсегда откажитесь от любых манёвров, связанных с нарушением Правил дорожного движения, особенно сопряжённых с выездом на полосу встречного движения.
◆ Откажитесь от рискованных манёвров, даже если они не запрещены Правилами на данном участке дороги. Так, обгон с выездом на встречную полосу в большинстве случаев не несёт особых преимуществ обгоняющему, а риски он несёт несопоставимые выгоде. Обгонять имеет смысл в одном-единственном случае — когда трассу перед вами «закупорил» автомобиль, который движется намного медленнее возможностей потока и разрешённого скоростного режима, и обгон безопасен.
◆ Соблюдайте осторожность при перестроениях и опережениях транспортных средств. Перед выездом из своей полосы обязательно смотрите в зеркала заднего вида: не приближается ли сзади автомобиль, движущийся с более высокой скоростью. Попутное столкновение может быть не менее опасным, чем встречное.
◆ Откажитесь от резких разгонов и торможений. При резких изменениях скорости автомобиль становится хуже управляемым и больше подвержен заносам. К тому же на мокром, скользком дорожном покрытии шинам может не хватить сцепления с дорогой, и они начнут пробуксовывать. А при резком торможении существует риск блокировки колёс. Все это тоже может привести к потере контроля над автомобилем.

Помните: все эти рискованные манёвры на самом деле дают мнимый эффект, а в городской среде с интенсивным трафиком и обилием светофоров и вовсе бессмысленны. Выигрыш во времени в лучшем случае составит несколько минут. Задумайтесь, стоят ли эти несколько минут жизни и здоровья вашего ребёнка?
Конечно, в том, что касается детской безопасности важен комплексный подход. Когда ребёнок с самого детства знает о необходимости использования ДУУ, а родители всегда (независимо от длительности поездки и возможной спешки) правильно перевозят ребёнка и, садясь за руль, включают «осторожный» режим вождения: не просто соблюдают все без исключения пункты Правил дорожного движения, но избегают рискованных манёвров, которые — пусть даже теоретически — могут привести к возникновению аварийной ситуации.
«Я не знаю, куда нужно так торопиться, что бы, совершая опасные манёвры, рисковать самым главным — жизнью ребенка. На самом деле выигрыш по времени при обгоне с выездом на встречную полосу составляет несколько секунд, а риск при этом несопоставимо больше. Так что, садясь за руль автомобиля с детьми в салоне четко планируйте маршрут, выезжайте заранее, не торопитесь и соблюдайте Правила дорожного движения — это залог вашей безопасности и безопасности ваших маленьких пассажиров», — подчеркивает член правительственной комисии по безопасности дорожного движения, президент экспертного цнетра «Движение без опасности» Наталья Агре.

Уважаемые родители-водители! Отправляясь в поездку с детьми на автомобиле, ваша главная задача — сделать эту поездку безопасной. И сделать это в ваших же силах.
Берегите жизнь и здоровье
ваших детей!

http://www.dddgazeta.ru/archive/2019_12/41803/