Внимание, дети: как обеспечить безопасность ребенка на дороге («Известия»)

27 Сентября 2022

Сотрудники Госавтоинспекции и эксперты дают рекомендации родителям

Конец лета и начало осени — время вероятного всплеска количества дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Причина очевидна: за время летних каникул, проведенных за городом, дети успевают отвыкнуть от интенсивного движения, подзабыть правила безопасного поведения на улице.Как обеспечить безопасность детей.jpg

Гос­автоинспекция делает всё возможное, чтобы предотвратить эту сезонную тенденцию. Но без активного участия родителей не обойтись. Что может и должен сделать каждый для безопасности своего ребенка — разобрались «Известия».

Проверки на дорогах

Начнем с хороших известий. С каждым годом наши дороги становятся безопаснее, всё меньше детей попадает в трагическую статистику. По данным официальной статистики аварийности Госавтоинспекции, за 7 месяцев 2022 года общее количество ДТП с участием детей снизилось на 0,4% — всего 8778 происшествий. Снижение по погибшим и раненым составило 4,4% и 0,3% соответственно. И всё-таки 304 ребенка не удалось спасти, а 9599 получили травмы... Хотя бы потому, что там, где речь идет о жизни и здоровье детей, любое значение в графах «погибшие» и «раненые» — это трагедия. Кроме того, снижение показателей не отменяет сезонных факторов риска.

С началом учебного года вероятность ДТП с участием детей возрастает. За лето дети отвыкают от интенсивного городского движения, а водители отвыкают от детей на дорогах, от их манеры перебегать проезжую часть спонтанно и по непредсказуемой траектории — и неважно, пешком или на велосипеде.

Госавтоинспекция об этом знает и делает всё возможное, чтобы заблаговременно предотвратить риски. Почти одновременно с летними каникулами по всей стране проводятся мероприятия по оценке улично-дорожной сети вблизи образовательных организаций. Проверяются обустройство пешеходных переходов, состояние тротуаров, видимость разметки, наличие знаков, освещение — в вопросах безопасности значим каждый фактор. Не менее тщательный контроль проходят школьные автобусы. А уже к 1 сентября Госавтоинспекция переходит на усиленный режим работы: вблизи школ и детских садов выставляются наряды ДПС, проводятся рейды по контролю за соблюдением ПДД детьми и водителями.

Идем дорогой трудной...

В массовом сознании наибольшей опасности на дорогах подвергаются дети-пешеходы. Статистика это опровергает. За семь месяцев текущего года количество ДТП с участием детей-пешеходов снизилось на 0,6% и составило 3530 происшествий. В большинстве случаев виноваты оказались водители. Вместе с тем каждый третий ребенок попал под колёса по собственной неосторожности: переходил дорогу в неположенном месте, перед близко идущим транспортом, выскочил на проезжую часть из-за припаркованного транспорта, не увидел и не услышал приближающийся автомобиль, потому что был в наушниках, в капюшоне, смотрел на экран телефона... Но и в этих трагедиях виноваты взрослые — те, кто не объяснил, недосмотрел, не проследил, не убедил личным примером. В первую очередь это родители. Потому что прежде всего именно они отвечают за жизнь и здоровье своих детей. И по совести, и по закону, который прямо определяет их преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами.

Обучение чему-либо предполагает, что тот, кто учит, знает предмет. Госавтоинспекция не питает на этот счет иллюзий, поэтому каждый год накануне 1 сентября напоминает родителям о правилах безопасного поведения на дороге, которые нужно повторить с ребенком, и о том, как лучше это сделать.

Для начала рекомендуется выбрать наиболее безопасный маршрут в учебное заведение с учётом возможных изменений в организации дорожного движения. За основу можно взять тот, что указан в паспорте дорожной безопасности, — они есть в любой образовательной организации. Этот маршрут необходимо пройти вместе с ребёнком, акцентируя его внимание на потенциально опасных местах.

— Уже при выходе из дома объясните ребенку, что припаркованный во дворе автомобиль или растущее у подъезда дерево закрывают обзор и ему, и водителю. Поэтому выходить из-за таких препятствий можно, только убедившись, что поблизости не едет другая машина, — рассказывает старший инспектор по особым поручениям ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан.

— У пешеходного перехода напомните, что, прежде чем вступить на проезжую часть, надо посмотреть налево, направо и потом снова налево. После чего, убедившись, что водители вас пропускают, можно начинать переход, продолжая смотреть направо и налево. В случае если разрешающий сигнал пешеходного светофора горит давно, а у светофора нет обратного отсчета времени, воздержитесь от перехода проезжей части, так как светофор может вскоре переключиться на красный и есть риск не успеть завершить переход.

Делай как я

Впрочем, что бы вы ни говорили своим детям, вряд ли вы добьетесь нужного результата, если сами будете нарушать вами же озвученные правила. Подражательный рефлекс у детей развит очень сильно. Кроме того, родитель — это самый авторитетный взрослый в жизни ребенка. В школе ему могут постоянно напоминать о том, что нельзя перебегать проезжую часть на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом, по диагонали, и прочие жизненно важные правила. Но если так поступают родители, ребёнок будет считать это нормой и следовать их примеру. Так говорят психологи. Об этом же свидетельствует статистика.

Руководитель экспертно-методологического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев отмечает: «Если взрослый, переходя дорогу, оценивает, насколько это условно безопасно в данный конкретный момент, то ребенок провести такой анализ просто не способен в силу возрастных психофизиологических особенностей. Значит, если при этом взрослый нарушает ПДД, то для ребенка риск многократно возрастает».

Ваше сиятельство

Каждый седьмой наезд на ребенка за прошедшие семь месяцев произошел в темное время суток. При этом у большинства пострадавших в таких ДТП детей не было световозвращателей, отмечают в российской Госавтоинспекции. Родители не позаботились сделать детей более заметными на дорогах.

— Световозвращающие элементы на одежде или аксессуарах пешехода делают его различимым на расстоянии 150 м даже в условиях плохой видимости. За это время автомобиль успеет остановиться, и жизнь ребенка будет спасена. Главное, чтобы световозвращатели находились на уровне глаз водителя, поэтому где именно они должны располагаться, зависит от роста ребенка. Предпочтительны несъемные детали — всё, что снимается, ребенок может просто забыть надеть, — замечает полковник полиции Антон Белан.

— Дети обычно не возражают против световозвращающих элементов на одежде. Но если требуется убедить, предложите посоревноваться, кто получится ярче всех на фото. Победа в таком конкурсе — действенный аргумент для ребенка, советует Владимир Бахарев.

Задать ремня

По данным официальной статистики аварийности, чаще всего в ДТП попадают дети-пассажиры. За минувшие семь месяцев количество происшествий с детьми-пассажирами снизилось на 3,4%. А число погибших и раненых — на 16% и 2,7% соответственно. Пострадавших могло быть меньше, если бы все родители неукоснительно соблюдали правила перевозки детей, уверены в Гос­автоинспекции.

— Порой родители пренебрегают средствами пассивной безопасности ребёнка, ссылаясь на то, что ехать недалеко. Но ДТП может случиться на любом отрезке дороги в любое время. Более того, абсолютное большинство автоаварий происходит в первые 40 минут пути. Кроме того, многие превратно понимают п. 22.9 ПДД, допускающий перевозку детей в возрасте от 7 лет на заднем сиденье автомобиля только с использованием ремней безопасности. Но это именно допущение, сделанное с учётом того, что бывают очень высокие, крупные дети, для которых невозможно подобрать соответствующее их росту и весу автокресло. В остальных случаях детей лучше перевозить в автокресле до 12 лет. Это требования ПДД, которые необходимо выполнять. Результаты множества исследований доказывают, что детское автокресло более чем на 50% снижает риск травмирования маленького пассажира. Даже если вы как опытный водитель и ответственный родитель, перевозя детей, выбираете скоростной режим строго в пределах разрешенных значений и в соответствии с конкретными дорожными условиями, избегаете рискованных маневров, в том числе и там, где они разрешены, вы не можете поручиться за других участников движения. Сейчас люди продолжают возвращаться из отпусков на своих машинах. Водители торопятся, они устали, потому что много часов провели за рулем. При таких сопутствующих обстоятельствах обгон особенно опасен — велика вероятность того, что водитель просто не сможет верно оценить расстояние до приближающегося ТС. Всегда помните, что с вами в салоне находятся дети, они не должны страдать по вине взрослых, — напоминает Антон Белан.

Задача по обеспечению безопасности детей возведена в нашей стране в статус национального приоритета. В ее решении задействованы все — от первых лиц государства до школьных учителей и родителей. Но ближний круг, защищающий ребенка от угроз внешнего мира, это всё-таки родители. Именно им ребенок доверяет больше, чем кому бы то ни было. С них и берет пример.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

https://iz.ru/1387772/iuliia-romanova/vnimanie-deti-kak-obespechit-bezopasnost-rebenka-na-doroge 31 августа 2022