https://www.high-endrolex.com/16

Автошколы выезжают на магистраль (Газета «Коммерсантъ»)

26 Октября 2022

Какие изменения произошли в образовании водителей и ТО

Два важных для безопасности дорожного движения документа заработали в сентябре. Первый — новые примерные программы обучения водителей. Теперь автошколы могут обучать курсантов на автомагистралях и уделять больше внимания отработке навыков в городе. Второй документ — новые правила ТО, из которых исключили избыточные процедуры, не влияющие на безопасность движения, сделав процедуру более комфортной для автовладельцев. Оба документа готовились при непосредственном участии Госавтоинспекции.

Автошколы учат по-новому

1 сентября вступил в силу приказ Минпросвещения №808 с примерными программами обучения водителей, на основании которого автошколы разрабатывают собственные. Действовавший ранее приказ Минобрнауки №1408 устарел и нуждался в доработке, о чем давно говорили и сами автошколы, и независимые эксперты.Автошколы учат по-новому.jpeg

Первое нововведение связано с реформой, проведенной в апреле 2021 года. Тогда, напомним, из практики был исключен отдельный экзамен на «площадке» — будущие автомобилисты сегодня сдают единый практический экзамен в Госавтоинспекции в городских условиях. Логично, что в связи с этим автошколам следовало бы уделять больше внимания отработке навыков вождения именно «в городе», для чего нужно изменить примерные программах обучения. Что и было сделано.

Если раньше, к примеру, при обучении на категорию B из 56 часов, отпущенных на практическую подготовку, 24 отводилось на «площадку» и 32 часа — на «город», то теперь соотношение — 18 и 38 часов соответственно. Для категории С соотношение между «площадкой» и «городом» изменилось с 30/42 на 24/48 часов. Теперь качество обучения и результаты сдачи тестов должны улучшиться. До недавних пор, напомним, лишь 12% кандидатов сдавали практический экзамен в Госавтоинспекции с первого раза.

Второе новшество, заложенное в приказе Минпросвещения, — возможность обучения на автомагистралях. Ранее действовал запрет на обучение на скоростных дорогах, обозначенных указателем 5.3. Но с 1 января 2020 года по инициативе Госавтоинспекции в Правила дорожного движения были внесены изменения — ограничение сняли, чтобы будущие автомобилисты могли обучаться и чувствовать себя уверенно в любых условиях. Тем более что благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» автомагистралей в России становится все больше. Реконструируется федеральная сеть, работает ЦКАД, вводятся в эксплуатацию участки трассы М-12 Москва—Казань. И вот с 1 сентября автошколы получили возможность включить в свои программы обучение на скоростных дорогах. Подчеркнем, это не обязанность, а право образовательной организации, так как не в каждом населенном пункте есть полноценная автомагистраль.

И наконец, третье нововведение касается переподготовки граждан, желающих открыть дополнительные категории к уже существующим. Прежде программ по переподготовке, к примеру, с категорий А, А1 и М на категорию B в принципе не существовало. Водителям приходилось заново проходить полный курс — все 134 часа «теории». Теперь, если водитель идет на переподготовку с категории А на категорию B, время обучения сокращается втрое за счет исключения тем базового цикла (оказание первой помощи, основы законодательства в сфере дорожного движения и т. д.). Всего в сентябре введено девять новых программ переподготовки, что, несомненно, должно упростить жизнь автовладельцам.

Заметим, что еще в мае, до того, как приказ Минпросвещения №808 вступил в силу, Госавтоинспекция направила в регионы письмо с рекомендацией автошколам заранее подготовить и согласовать новые программы.

Упрощенный техосмотр

Другой документ, вступивший в силу в сентябре, — это постановление правительства №306, изменившее правила технического осмотра автомобилей.

Напомним, что в конце 2021 года технический осмотр сделали добровольным для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. Обязательность процедуры сохранялась в тех случаях, когда транспортное средство старше четырех лет перерегистрируется на нового собственника либо меняется конструкция автомобиля. Еще на этапе обсуждения поправок к законодательству возникла идея упростить и саму процедуру ТО, исключив из нее избыточные и дублирующие процедуры, не влияющие на безопасность движения.

И вот с 1 сентября перечень обязательных проверок транспортных средств сокращен на 40% — с 82 до 55 пунктов. Так, больше не проверяют повреждения и коррозию тормозных трубок. Некоторые эксперты скептически высказывались по этому поводу, замечая, что состояние тормозной системы напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Так и есть, поэтому сохранено стендовое испытание тормозов, где может быть обнаружено любое отклонение от норматива, в том числе из-за течи тормозной жидкости вне зависимости от причины. Так что можно быть уверенным: машина с неисправными тормозами на дорогу не выйдет.

Также больше не проверяется уровень шума работы выпускной системы двигателя: от этой проверки отказались. Исключены проверки огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки. Но требование иметь их в автомобиле сохраняется и закреплено в перечне неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Здесь стоит заметить, что аптечка и огнетушитель нужны не инспектору, а самому водителю. Проверку этих предметов из перечня исключили, но здравый смысл никто не отменял.

Кстати, отказ от некоторых проверок может сократить время осмотра в зависимости от расторопности технического эксперта. Многие уверены, что этот норматив строго регламентирован (к примеру, 30 минут для легкового автомобиля). Однако возможность провести ТО быстрее заложена в постановлении правительства №1434. Возможен вариант, когда технический эксперт использует освободившееся время для более тщательной проверки остальных узлов, имеющих критическое значение для безопасности. Упрощение процедуры даст определенную фору и операторам ТО, которые могут отказаться от части диагностического оборудования, избавившись от лишних трат.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

https://www.kommersant.ru/doc/5582331 30 сентября 2022 года

 

 

https://www.high-endrolex.com/16