https://www.high-endrolex.com/16

«Миссия выполнима» («Известия»)

26 Апреля 2023

Движение юных инспекторов движения отмечает свое 50-летие

50 лет назад в СССР появились первые отряды юных инспекторов движения (ЮИД). За это время они стали одним из самых массовых и популярных детско-юношеских объединений не только в России, но и в других странах. Именно поэтому ЮИД отводится одна из ключевых задач по повышению безопасности дорожного движения. Об истории и перспективах движения — в материале «Известий».Движение ЮИД отмечает 50-леие.jpg

Начало пути

Днем рождения ЮИД считается 6 марта 1973 года. Именно в этот день было принято совместное постановление секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР и коллегии Министерства просвещения СССР, которое утвердило положение «О создании отрядов юных инспекторов движения».

Отряды рекомендовалось организовывать в школах, домах пионеров, клубах и даже в ЖЭКах. Главная задача, или, как сказали бы теперь, миссия, — активное участие в пропаганде правил дорожного движения среди детей и подростков и обучение навыкам безопасного поведения на дороге.

Впрочем, работа с детьми, касающаяся безопасного поведения на улице, началась гораздо раньше. Еще в 1960-е годы в парках и скверах по всей стране стали появляться оборудованные детские площадки, имитирующие уличное движение. А школьники самостоятельно объединялись в группы «юных дружинников», «юных друзей милиции», «юных друзей ГАИ». Движение уже наметилось, но пока существовало в статусе социального тренда. Поддержка МВД и Минпросвещения СССР позволила систематизировать и объединить эти группы и дала мощный импульс развитию движения. Именно с этого момента работа с детьми стала одним из важнейших направлений деятельности отделов пропаганды во всех подразделениях ГАИ. И тут самое время вспомнить основательницу движения ЮИД — подполковника милиции в отставке Ларису Николаевну Овчаренко. Активность, с которой набирало обороты новое движение, его популярность среди ребят, та атмосфера братства, осознания собственной значимости, которую они получали, становясь членами отрядов, — это во многом личная заслуга Ларисы Николаевны, признание ее педагогического таланта.

Когда деревья были большими...

Свободная от учебного процесса жизнь советского подростка протекала главным образом в границах дворовой территории и не баловала разнообразием впечатлений. А в ЮИД перед тобой открываются захватывающие перспективы — возможность поучаствовать в настоящем автопробеге или поехать на слет в лучший детский лагерь страны. Прибавьте сюда атмосферу братства, защищенности и ощущение собственной значимости, в котором так нуждается любой подросток, переживающий классический кризис идентичности. Ну и, конечно, романтическая атрибутика: свой флаг, своя символика, нарядная форма с аксельбантами и шевронами. Неудивительно, что движение быстро завоевывало популярность у школьников, ширилось, набирало обороты.

Уже осенью 1975 года в пионерском лагере «Орленок» прошел первый Всероссийский слет юидовцев, в котором приняли участие 870 школьников, ставших победителями игры «Светофор», областных и районных слетов. А в 1978 году в Ростове-на-Дону состоялся уже Всесоюзный слет отрядов, в котором приняли участие дети из всех республик СССР. Союза уже нет, а традиция жива. И сегодня такие слеты ежегодно проводятся во всероссийских детских центрах «Орленок», «Смена», «Океан» и в других детских оздоровительных лагерях.

Эпоха возрождения

Непростая ситуация, переживаемая страной в 1990-е, разумеется, повлияла и на деятельность ЮИД. Слеты и конкурсы стали проводиться реже, многие детские досуговые учреждения, в которых работали отряды, и вовсе закрылись. Однако движение юных инспекторов продолжало жить. Держались главным образом на энтузиазме педагогов и автоинспекторов, которые сквозь дым эпохи ясно видели цель и перспективу своей работы. Автопарк страны активно прирастал, одновременно росло и количество аварий на дорогах. Дети нуждались в защите. Прежде всего их надо было уберечь от гибели под колесами какого-нибудь лихача. Ну и, конечно, воспитать из них новых участников дорожного движения — грамотных, ответственных, уважающих закон.

Эпоха возрождения для ЮИД началась уже на излете 1990-х. Инициатором снова выступила Госавтоинспекция. В 1998 году в честь 25-летия образования движения в «Орленке» провели всероссийский финал соревнования юных велосипедистов. А в 2002-м отряд ЮИД представлял нашу страну на XVII Европейском образовательном конкурсе для детей по ПДД. В том же году более 300 участников из 80 регионов страны и команда из Белоруссии приняли участие в финале всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», который прошел в Санкт-Петербурге.

Вместе — сила

Сегодня движение ЮИД насчитывает более 465 тыс. детей, которые объединены в 35 тыс. отрядов, работающих в школах и детских досуговых учреждениях по всей стране. Это самое массовое детское движение. Территория его деятельности давно вышла за пределы России: отряды юных инспекторов движения действуют в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и ряде других стран.

Не прекращается работа отрядов ЮИД и в новых регионах, вошедших в состав России в прошлом году, — Луганской и Донецкой народных республиках (ЛНР и ДНР), а также Херсонской и Запорожской областях. Например, в ЛНР действуют девять отрядов юных инспекторов движения.

— Они принимают активное участие в проведении различных мероприятий по профилактике аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде ПДД среди жителей республики, своих сверстников, а также воспитанников дошкольных учреждений, — отметили в Госавтоинспекции региона.

В соседней Донецкой Народной Республике ситуация пока не позволяет проводить работу в привычном формате. Однако это не означает, что она не ведется.

— Работа отрядов ЮИД пока проходит в дистанционном формате. Ребята продолжают изучать ПДД, педагоги-руководители совместно с автоинспекторами проводят в этом направлении последовательную работу, — сообщили «Известиям» в Госавтоинспекции ДНР.

Несмотря на определенные сложности, юидовцы из ЛНР и ДНР уже трижды приняли участие в общероссийских слетах и конкурсах.

Жизнь в движении

Главные задачи движения ЮИД — это профилактика детского травматизма на дорогах и воспитание ответственных и законопослушных участников дорожного движения, пешеходов и будущих водителей.

Конечный результат во многом зависит от того, будут ли занятия доступными и интересными. Для каждой возрастной группы существуют различные методики преподавания. Если для детей занятия проходят в игровой форме, то для подростков предусмотрены более серьезные формы обучения, включающие в себя разбор задач на знание ПДД, а также практические упражнения. Именно подростки становятся главными помощниками преподавателей и наставниками для младших товарищей.

Вообще, наставничеству в ЮИД отводится особая роль. По словам члена координационного совета детских и молодежных общественных объединений при Министерстве просвещения России, председателя движения «Юные инспекторы движения» Валентины Кульбицкой, в этом году большое внимание будет уделяться развитию многоуровневой системы наставничества.

— Ребята обучаются основам безопасности дорожного движения под руководством взрослых наставников, своих старших товарищей. В то же время отряды взаимодействуют, перенимают лучший опыт, учатся друг у друга. Через определенное время ребята становятся авторитетными экспертами в области безопасности дорожного движения и уже сами могут быть наставниками для младших. Таким образом, выстраивается многоуровневая система наставничества и обеспечивается непрерывность образования в области безопасности дорожного движения, — считает Валентина Кульбицкая.

— Юидовцы обучаются основам безопасности дорожного движения у своих старших товарищей, перенимая их лучший опыт. В то же время наши ребята и сами являются авторитетными экспертами в этой сфере. Мы запланировали мероприятия по поддержке самых юных участников дорожного движения силами отрядов ЮИД. Таким образом, будет выстроена многоуровневая система наставничества и обеспечена непрерывность образования в области безопасности дорожного движения, — говорит Валентина Кульбицкая.

Внимание к кадрам

Опыт и навыки педагогов, направляющих движение, безусловно, имеют огромное значение. Подготовка кадров является одним из направлений работы Минпросвещения России. По данным ведомства, в 2022 году для 5 тыс. преподавателей проведены курсы повышения квалификации по безопасности дорожного движения.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлии Костыряченко, ведомством разработаны рабочие тетради для различных возрастных групп участников отрядов ЮИД: от 7 до 9 лет, от 10 до 13 лет и от 14 до 17 лет. Это даст педагогам дополнительный алгоритм для проведения занятий с детьми с учетом таких современных реалий, как средства индивидуальной мобильности, использование световозвращающих элементов и т.д.

На страже безопасности

В Госавтоинспекции признают огромную роль отрядов ЮИД в повышении безопасности на дорогах. Юные инспекторы активно участвуют в проведении социальных кампаний и акций, касающихся правил перевозки детей, безопасности пешеходов и т.д. Бывает, и улицы патрулируют совместно со старшими товарищами — экипажами ДПС. Зачастую напоминания о необходимости соблюдения ПДД от юных инспекторов действуют на участников дорожного движения эффективнее, чем беседы с сотрудниками полиции.

— Деятельность отрядов ЮИД позволяет воспитать подрастающее поколение на основе уважения к правилам дорожного движения и безусловного соблюдения их требований во время участия в дорожном движении, — считает заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин.

Работа по поддержке отрядов ЮИД будет продолжена, отмечают в ГУОБДД МВД России. В этом году по всей стране пройдут различные конкурсы и социальные кампании, посвященные 50-летию образования отрядов юных инспекторов движения.

https://iz.ru/1479112/kirill-sazonov/missiia-vypolnima  06.03.2023

https://www.high-endrolex.com/16