https://www.high-endrolex.com/16

Психофизиологические особенности поведения на дороге юного пешехода. В помощь воспитателю детского сада.

23 Августа 2014
Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым является ребёнок. Во многих ДТП формально он – причина и основной виновник ЧП…
Публикация в газете
Посмотреть оригинал опубликованной статьи

Из общего числа детей, попавших в ДТП, 15-17% – дети в возрасте до 7 лет. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причём, как правило, это так называемые неорганизованные дети, т.е. те, кто не посещает образовательные учреждения. Учитывая то, что несовершеннолетние старше 7 лет, не прикреплённые к какой-то школе, явление у нас чрезвычайно редкое, становится понятным, что к неорганизованным относятся те же самые малыши, которых по разным причинам родители не водят в детские садики.

Чтобы бороться с проблемой, надо её понять, выявить причины. Давайте попробуем.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психологического развития. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности малышей. Психологи говорят, что она отличается незрелостью, неустойчивостью, склонностью к быстрому истощению и преобладанию процессов возбуждения над торможением.

Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, Правилах дорожного движения, разметке дорог, технических возможностях транспортных средств.

Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния.

Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких предметов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как мы, взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.

Рост ребёнка – серьёзное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за различных препятствий (стоящие транспортные средства, киоски, сугробы, придорожные кусты и деревья) он не виден водителю, который находится на дороге. Это же обстоятельство мешает и самому ребёнку получить полный обзор дорожного движения.

Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно производить несколько действий одновременно: например, идти и наблюдать за проезжающими машинами.

Дети не обладают способностью делать выводы общего характера, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение (если вообще начинают!), только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. Эмоции (радость, удивление, интерес к чему-либо) преобладают настолько, что заставляют их забыть об опасности.

Потребность в движении, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге могут привести к печальным последствиям.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребёнок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с большой скоростью. Дети не понимают, что автомобиль нельзя остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребёнка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями Правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление особенностей возраста. Следовательно, дошкольник, даже стремясь выполнить все правила, не способен всё сделать так, как положено. Именно поэтому лучший способ уберечь малыша от дорожных ловушек – исключить возможность его появления на улице без сопровождения взрослых. Но и просто быть рядом с ребёнком тоже недостаточно. Важно крепко держать малыша за руку. Об этой хорошей привычке напоминают специальные таблички под названием «Возьми ребёнка за руку!», установленные на многих нерегулируемых пешеходных переходах Новокузнецка. Учитывая то, что детям свойственно в самый неподходящий момент вырываться и убегать, при переходе проезжей части особо шустрых лучше держать не за ладонь, а за запястье. Некоторые родители интуитивно так и поступают.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями и другими свойствами личности.


Подготовлено Пресс-службой Дирекции Программы ПБДД по материалам Газеты «Добрая Дорога Детства»
http://www.dddgazeta.ru/fcp/behavior/

https://www.high-endrolex.com/16